ГЕНЕЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-173-180
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть генезис противоречий гендерного подхода в современном воспитании и обучении детей, и возможности его применения в системе образования в новейший период развития общества.
Методы, результаты и научная новизна. Ретроспективный анализ источников показал, что гендерный подход не является новым и неизученным: наоборот, отдельное воспитание и обучение мальчиков и девочек в прошлом было нормой и обязанностью родителей и педагогов. Однако рефлексия социальных процессов показывает ломку традиционной системы гендерной стратификации; ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей; изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности; объективные изменения в брачно-семейных отношениях. Все перечисленное актуализирует исследовательский поиск новых подходов к гендерному воспитанию. Уточнена суть терминов «пол», «гендер», «гендерный подход». Несмотря на весьма продолжительную историю гендерного воспитания (которое культивировалось с древнейших эпох существования человечества), констатируется недостаточная изученность данной проблемы в настоящее время. Подчеркнута особая важность гендерного аспекта в семейном воспитании. Выявлены разные точки зрения в понимании гендерного подхода в современной науке, обозначены основные перспективные направления исследований по данной тематике.
Практическая значимость. Материалы настоящей статьи могут быть использованы в преподавании истории педагогики, гендерной психологии и гендерной педагогики.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. Н. ДюльдинаРоссия
Дюльдина Жанна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы
А. Ю. Скоробогатова
Россия
Скоробогатова Анастасия Юрьевна, студентка факультета педагогики и психологии
Список литературы
1. Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований. Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. Москва: ИТП и МИО РАО, 1994. 68 с.
2. Гендерная стратегия РФ (проект). Москва, 2004. 25 с.
3. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ, 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://2013lib.ru/dictionary/488.
4. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. Москва: Флинта, 2011. 89 с.
5. Дюльдина Ж. Н., Скоробогатова А. Ю. К вопросу о совместном высшем образовании мужчин и женщин в России в конце XIX – начале XX века // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1 (3). С. 109–113.
6. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1–4.
7. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Москва: Джангар, 2012. 864 с.
8. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.
9. Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15–19.
10. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Москва: Информация XXI век, 2002. 256 с.
11. Социальная психология: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. Москва: ПЕР 021f021602СЭ, 2006. 176 с.
12. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.
13. Шустова Л. П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода // Педагогические науки. 2008. № 5. С. 142–144.
14. Шустова Л. П. Формирование гендерной толерантности у старшеклассников: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 48 с.
Рецензия
Для цитирования:
Дюльдина Ж.Н., Скоробогатова А.Ю. ГЕНЕЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ. Образование и наука. 2016;1(8):173-180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-173-180
For citation:
Dyuldina Z.N., Skorobogatova A.Yu. GENESIS CONTRADICTIONS OF GENDER APPROACH IN EDUCATION OF CHILDREN. The Education and science journal. 2016;1(8):173-180. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-173-180