Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ГЕНЕЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-173-180

Texto completo:

Resumen

Цель статьи – рассмотреть генезис противоречий гендерного подхода в современном воспитании и обучении детей, и возможности его применения в системе образования в новейший период развития общества.

Методы, результаты и научная новизна. Ретроспективный анализ источников показал, что гендерный подход не является новым и неизученным: наоборот, отдельное воспитание и обучение мальчиков и девочек в прошлом было нормой и обязанностью родителей и педагогов. Однако рефлексия социальных процессов показывает ломку традиционной системы гендерной стратификации; ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей; изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности; объективные изменения в брачно-семейных отношениях. Все перечисленное актуализирует исследовательский поиск новых подходов к гендерному воспитанию. Уточнена суть терминов «пол», «гендер», «гендерный подход». Несмотря на весьма продолжительную историю гендерного воспитания (которое культивировалось с древнейших эпох существования человечества), констатируется недостаточная изученность данной проблемы в настоящее время. Подчеркнута особая важность гендерного аспекта в семейном воспитании. Выявлены разные точки зрения в понимании гендерного подхода в современной науке, обозначены основные перспективные направления исследований по данной тематике.

Практическая значимость. Материалы настоящей статьи могут быть использованы в преподавании истории педагогики, гендерной психологии и гендерной педагогики.

De los autores

Ж. Дюльдина
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Russian Federation


А. Скоробогатова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Russian Federation


Referencias

1. Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований. Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. Москва: ИТП и МИО РАО, 1994. 68 с.

2. Гендерная стратегия РФ (проект). Москва, 2004. 25 с.

3. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ, 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://2013lib.ru/dictionary/488.

4. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. Москва: Флинта, 2011. 89 с.

5. Дюльдина Ж. Н., Скоробогатова А. Ю. К вопросу о совместном высшем образовании мужчин и женщин в России в конце XIX – начале XX века // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1 (3). С. 109–113.

6. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1–4.

7. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Москва: Джангар, 2012. 864 с.

8. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.

9. Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15–19.

10. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Москва: Информация XXI век, 2002. 256 с.

11. Социальная психология: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. Москва: ПЕР 021f021602СЭ, 2006. 176 с.

12. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.

13. Шустова Л. П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода // Педагогические науки. 2008. № 5. С. 142–144.

14. Шустова Л. П. Формирование гендерной толерантности у старшеклассников: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 48 с.


Recensión

Para cita:


Dyuldina Zh.N., Skorobogatova A.Yu. GENESIS CONTRADICTIONS OF GENDER APPROACH IN EDUCATION OF CHILDREN. The Education and science journal. 2016;1(8):173-180. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-173-180

Número de consultas: 1534


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)