Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-25-62

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена противоречием между необходимостью фундаментализации образования, поднятия его на уровень требований целостного развития человека и углубляющейся дезинтеграцией всех сторон его жизнедеятельности, включая профессионально-образовательную сферу.

Цель статьи – философско-педагогическое осмысление и разработка механизмов актуализации интегративно-целостного подхода при построении гипотетической модели профессионально-ориентированного школьного образования, направленной на обеспечение стратегического разворота в сторону более взвешенного (диалектического) отношения к традиционным ценностям педагогики – в частности к опыту горнозаводских школ Урала.

Методология и методики исследования. Ведущим подходом к исследованию обсуждаемой проблемы стал интегративно-целостный подход (ИЦП), позволяющий выявить целостную природу педагогических систем, в которых: а) происходит взаимотрансформация кооперируемых частей не за счет друг друга, а в пользу друг друга; б) наличие общих точек соприкосновения между кооперируемыми компонентами дополняется сосуществованием противоположных, порой взаимоисключающих сторон бытия; в) идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма.

 

Результаты и научная новизна исследования. Показана несостоятельность монопольно господствующей доктрины компетентностного образования как средства успешного разрешения глобальной проблемы реинтеграции человеческого существования, и в связи с этим постулирована необходимость антиномизации (диверсификции) образования. Авторы выдвигают оригинальную гипотезу построения концепции профессионально-ориентировнного общего образования на основе реконструкции опыта деятельности горнозаводских школ Урала и доказывают перспективность стратегии такой реконструкции в современных условиях. Для реализации данной идеи предлагается система технолого-методического обеспечения, теоретической и практической базой которой является интегративно-целостный подход.

Практическая значимость результатов. Материалы статьи могут быть востребованы при моделировании, проектировании и конструировании образовательной организации (системы), отвечающей потребностям развития, становления и формирования многомерной личности и требованиям зарождающейся новой коммуникационной реальности в системе отношений образования, производства и социумного окружения.

Об авторах

Н. К. Чапаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования

Екатеринбург (Россия)



М. А. Чошанов
Техасский университет в Эль Пасо
Соединённые Штаты Америки

доктор педагогических наук, профессор кафедр высшей математики и подготовки учителей

Техас (США)



Список литературы

1. Galbraith J. K. The New Industrial State. New York, 1968. P. 19.

2. Heidegger М. Discourse in Thinking. New York, 1966. Р. 53.

3. Брецинка В. Теория воспитательных концепций, или Философия педагогического знания: введение в основы науки о воспитании, философии воспитания и практической педагогики: пер. с нем. Москва, Наука, 2005. 25 л.

4. Пахомов Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века: сборник научных статей. Москва, 1992. С. 18–31.

5. Разумный В. А. Эти всеобщие нормы бытия // Советская педагогика. 1990. № 6. С. 71–75.

6. Ракитов А. И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема // Интеграция образования. 2016. № 3. С. 331–341.

7. Шубинский В. С. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. № 3–4. С. 37–43.

8. Сорокин П. А. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согоманова. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.

9. Алексеев В. В. Три века уральской металлургии // 300 лет уральской металлургии: труды Международного конгресса, 4–5 октября 2001 г. / гл. ред. А. А. Козицын. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. С. 26–32.

10. Будрин В. И. Горнозаводские школы Урала в XVIII и в начале XIX в. // Материалы второй научной конференции по истории Екатеринбурга – Свердловска. Свердловск, 1950. С. 45–98.

11. Воробьев А. П. Роль металлургии в промышленном потенциале Свердловской области // 300 лет уральской металлургии: труды Международного конгресса, 4–5 октября 2001 г. / гл. ред. А. А. Козицын. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. С. 4–10.

12. Колпаков С. В. Роль и место уральской металлургии в промышленном комплексе России и мира // 300 лет Уральской металлургии: труды Международного конгресса, 4–5 октября 2001 г. / гл. ред. А. А. Козицын. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001.

13. Мезенин Н. А. Династия Демидовых: исторические очерки. Нижний Тагил, 2002. 227 с.

14. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала (к истории профессионально- технического образования в России) / под ред. А. М. Панкратовой. Москва: Трудрезервиздат, 1956. 206 с.

15. Ткаченко Е. В. О подготовке рабочих и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 3. С. 546–551. DOI: 10.15372/PEMW20160324.

16. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1997. 333 с.

17. Смирнов И. П. Человек – образование – профессия – личность. Москва: Граф-пресс, 2002. 420 с.

18. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.

19. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 227 с.

20. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 11– 20. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-4-3-15.

21. Дорожкин Е. М. Дополнительное профессиональное образование специалистов лесного профиля: методология, теория, практика. Москва: Вентана-граф, 2005. 264 с.

22. Давыдова Н. Н., Дорожкин Е. М., Федоров В. А. Образовательные сети: теория, практика: монография / под науч. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. 481 с.

23. Федоров В. А., Колегова Е. Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учебное пособие для вузов / ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральское отделение Российской академии образования, 2007. 225 с.

24. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? Москва: Аспект, 2004. 32 с.

25. Чапаев Н. К., Вайнштейн М. Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО; ИРРО, 2007. 404 с.

26. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего обучения // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 3–12.

27. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург; Кемерово: Российский государственный профессионально-педагогический университет; Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2005. 325 с.

28. Лосев А. Ф. Бытие – Имя – Космос / сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. Москва: Мысль, 1993. 958 с.

29. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяны. Примитив. Ребенок. Москва: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с. 2 раз

30. Чапаев Н. К., Вайнштейн М. Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО; ИРРО, 2007. 404 с.

31. Ахметов Л. Г., Кирилова Г. И., Нурмеева Н. Р. Системная интеграция как принцип информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. Казань: ИПППО РАО, 2009. 154 с.

32. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: Российский государственный профессионально- педагогический университет, 1994. 152с.

33. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. Москва: Педагогика, 1993. 172 с.

34. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Ростовский педагогический университет, 2000. 440 с.

35. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально- профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.

36. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования: монография. Барнаул: БГПУ, 2000. 162 с.

37. Терехова Н. Ю. Сложный образовательный продукт как интегральная образовательная система // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С. 6–12.

38. Чошанов М. А. Чапаев Н. К. Технология интеграции в педагогике США // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 72–85.

39. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. Блумингтон, Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с.

40. Tchoshanov M. Engineering of learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow: UNESCO IITE, 2013.

41. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий // Национальный психологический журнал. 2011. Вып. 1. С. 104–110.

42. Artigue M. & Perrin-Glorian M. Didactic engineering, research and development tool: some theoretical problems linked to this duality // For the Learning of Mathematics. 1991. № 11. Р. 13–17.

43. Artigue M. Didactic engineering // Recherches en Didactique des Mathematiques. 1992. Special book ICME VII.

44. Douady R. L’ingenierie didactique: une methodologie privilegiee de la recherché // Proceedings of 11th PME Conference. Montreal, Canada. 1987. Vol. 3. Р. 222–228.

45. Логвинов И. И. Основы дидактики. Москва: МПСИ, 2005. 143 с.

46. Douady R. Didactic engineering // Learning and teaching mathematics: An international perspective / Ed. by T. Nunes & P. Bryant. East Sussex: Psychology Press, 1997. P. 373–401.

47. Ruthven K. Linking researching with teaching: Towards synergy of scholarly and craft knowledge.Handbook of international research in mathematics education / ed. Lyn D. London: LEA, 2002. P. 581–598.

48. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: Эксперимент, 1998. 180 с.

49. Селевко Т. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Москва: Школьные технологии, 2005. 288 с.


Для цитирования:


Чапаев Н.К., Чошанов М.А. СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА). Образование и наука. 2017;(1):25-62. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-25-62

For citation:


Chapaev N.K., Choshanov M.A. THE STRATEGY FOR CREATION OF THE MODERN CONCEPT OF INTEGRATIVE-HOLISTIC EDUCATION (A CASE STUDY OF MINING SCHOOLS OF THE URALS). The Education and science journal. 2017;(1):25-62. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-25-62

Просмотров: 179


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)