НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАНОРАМА МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81
Аннотация
Введение. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует научно обоснованная стратегия модернизации системы подготовки педагогических кадров для непрерывного профессионального образования. Вместе с тем ученые признают, что отлаженное регулярное качественное пополнение сферы образования квалифицированными руководителями и педагогами, обладающими фундаментальными психолого-педагогическими знаниями и являющимися специалистами в одной из экономических отраслей, имеет решающее значение для успешного развития постиндустриального общества. В связи с этим назрела потребность в создании многоканальной системы профессионально-педагогической подготовки.
Цель статьи – представить комплексный обзор проблем реформирования профессионально-педагогического образования и показать возможные пути их решения.
Методологической основой исследования выступили концепция профессионального становления личности, положение об интеграции системного, процессного и проектного подходов, а также принципы развития профессионально-педагогического образования. Панорамный подход к обсуждаемым проблемам модернизации профессионально-педагогической школы определил логику научного поиска.
Результаты. Проанализированы психолого-педагогические проблемы профессионального образования. Рассмотрены многомерные метапрофессиональные качества педагогов профессиональной школы. Разработана концептуальная модель профессионально- квалификационной структуры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования.
Дискуссионный аспект исследования отражен в проекте психолого-педагогической платформы – автономной модульной образовательной программы, включающей массовые открытые онлайн-курсы, системы управления учебным процессом, поддержки инновационной инфраструктуры образования, гуманитарные технологии высокого образования.
Практическая значимость. Предлагаемая авторами профессионально-квалификационная структура подготовки педагогов профессиональной школы может стать основой для существенного расширения и изменения организационных форм обучения необходимых кадров и обеспечения их социально-профессиональной мобильности. Реализация проекта образовательной психолого-педагогической платформы, основными эвристическими достоинствами которой являются универсальность, гуманитарная направленность и технологичность, будет способствовать повышению качества профессионального образования.
Об авторах
Е. М. ДорожкинРоссия
доктор педагогических наук, профессор, ректор
Екатеринбург (Россия)
Э. Ф. Зеер
Россия
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития
Екатеринбург (Россия)
В. Я. Шевченко
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образованию
Екатеринбург (Россия)
Список литературы
1. Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5 (114). С. 14– 22. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-5-14-22.
2. Романцев Г. М. Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России // Наука и профессиональное образование: коллективная монография. Москва: Эконом-информ. 2013. С. 92–100.
3. Romantsev G. M., Ronzhina, N. V. Piskunov V. A., Vrbka J. Economic Laws of Division and Changing the Labor in the System of Contemporary Vocational Education Determination // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2788–2799.
4. Смирнов И. П. Подготовка «рабочей аристократии»: задача президента // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 103, вып. 2. С. 22–31.
5. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.
6. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (17). Р. 9803– 9818.
7. Zyryanova N. I., Fedorov V. A., Zaitseva E. V., Tolkachevа I. S., Glushchenko P. S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 8800–8810.
8. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order. Soke on Trent (UK); Sterling (USA): Trentham Books, 2000. 210 p.
9. Livingstone D. W. Lifelong Learning and Underemployment in the Knowledge Society: A North American Perspective // Comparative Education. 1999. Vol. 33, № 2. P. 163–186.
10. Merriam Sh., Caffarella R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. Sun Francisco: Jossey-Bass, 1999. 502 p.
11. Dorozhkin E. M., Saltseva S. V., Steinberg V. E. Conceptual Model of Continuing Professional Education Based on Social-and-Academic Approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9348–9361.
12. Guzanov B. N., Tarasyuk O. V., Bashkova S. A., Ustakova D. A., Sotskova S. I. The Structural and Functional Model of Development of Profession- Oriented and Specialized Competences of Students at Vocational and Pedagogical Higher Educational Establishments // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9222–9238.
13. Zeer E. F. & Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJMEMathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2639–2650.
14. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЕК, 2004. 192 с.
15. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Легион-групп, 2005. 72 с.
16. Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Зиннатова М. В. Mетодологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7. С. 40–56. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56.
17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.
18. Конанчук Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании // Университетское образование: практика и анализ. Екатеринбург. 2013. № 5 (87). С. 65–73.
Рецензия
Для цитирования:
Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАНОРАМА МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2017;(1):63-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81
For citation:
Dorozhkin E.M., Zeer E.F., Shevchenko V.Y. RESEARCH AND EDUCATIONAL PANORAMA OF MODERNIZATION OF TRAINING TEACHERS OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2017;(1):63-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81