Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАНОРАМА МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует научно обоснованная стратегия модернизации системы подготовки педагогических кадров для непрерывного профессионального образования. Вместе с тем ученые признают, что отлаженное регулярное качественное пополнение сферы образования квалифицированными руководителями и педагогами, обладающими фундаментальными психолого-педагогическими знаниями и являющимися специалистами в одной из экономических отраслей, имеет решающее значение для успешного развития постиндустриального общества. В связи с этим назрела потребность в создании многоканальной системы профессионально-педагогической подготовки.

Цель статьи – представить комплексный обзор проблем реформирования профессионально-педагогического образования и показать возможные пути их решения.

Методологической основой исследования выступили концепция профессионального становления личности, положение об интеграции системного, процессного и проектного подходов, а также принципы развития профессионально-педагогического образования. Панорамный подход к обсуждаемым проблемам модернизации профессионально-педагогической школы определил логику научного поиска.

Результаты. Проанализированы психолого-педагогические проблемы профессионального образования. Рассмотрены многомерные метапрофессиональные качества педагогов профессиональной школы. Разработана концептуальная модель профессионально- квалификационной структуры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования.

Дискуссионный аспект исследования отражен в проекте психолого-педагогической платформы – автономной модульной образовательной программы, включающей массовые открытые онлайн-курсы, системы управления учебным процессом, поддержки инновационной инфраструктуры образования, гуманитарные технологии высокого образования.

Практическая значимость. Предлагаемая авторами профессионально-квалификационная структура подготовки педагогов профессиональной школы может стать основой для существенного расширения и изменения организационных форм обучения необходимых кадров и обеспечения их социально-профессиональной мобильности. Реализация проекта образовательной психолого-педагогической платформы, основными эвристическими достоинствами которой являются универсальность, гуманитарная направленность и технологичность, будет способствовать повышению качества профессионального образования.

Об авторах

Е. М. Дорожкин
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, ректор

Екатеринбург (Россия)



Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург (Россия)



В. Я. Шевченко
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образованию

Екатеринбург (Россия)



Список литературы

1. Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики России // Образование и наука. 2014. № 5 (114). С. 14– 22. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-5-14-22.

2. Романцев Г. М. Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России // Наука и профессиональное образование: коллективная монография. Москва: Эконом-информ. 2013. С. 92–100.

3. Romantsev G. M., Ronzhina, N. V. Piskunov V. A., Vrbka J. Economic Laws of Division and Changing the Labor in the System of Contemporary Vocational Education Determination // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2788–2799.

4. Смирнов И. П. Подготовка «рабочей аристократии»: задача президента // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 103, вып. 2. С. 22–31.

5. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.

6. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (17). Р. 9803– 9818.

7. Zyryanova N. I., Fedorov V. A., Zaitseva E. V., Tolkachevа I. S., Glushchenko P. S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 8800–8810.

8. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order. Soke on Trent (UK); Sterling (USA): Trentham Books, 2000. 210 p.

9. Livingstone D. W. Lifelong Learning and Underemployment in the Knowledge Society: A North American Perspective // Comparative Education. 1999. Vol. 33, № 2. P. 163–186.

10. Merriam Sh., Caffarella R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. Sun Francisco: Jossey-Bass, 1999. 502 p.

11. Dorozhkin E. M., Saltseva S. V., Steinberg V. E. Conceptual Model of Continuing Professional Education Based on Social-and-Academic Approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9348–9361.

12. Guzanov B. N., Tarasyuk O. V., Bashkova S. A., Ustakova D. A., Sotskova S. I. The Structural and Functional Model of Development of Profession- Oriented and Specialized Competences of Students at Vocational and Pedagogical Higher Educational Establishments // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9222–9238.

13. Zeer E. F. & Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJMEMathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2639–2650.

14. Берулава Г. А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЕК, 2004. 192 с.

15. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Легион-групп, 2005. 72 с.

16. Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Зиннатова М. В. Mетодологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7. С. 40–56. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56.

17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387–399.

18. Конанчук Д. С. EdTech: новая технологическая платформа в образовании // Университетское образование: практика и анализ. Екатеринбург. 2013. № 5 (87). С. 65–73.


Для цитирования:


Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАНОРАМА МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2017;(1):63-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81

For citation:


Dorozhkin E.M., Zeer E.F., Shevchenko V.Y. RESEARCH AND EDUCATIONAL PANORAMA OF MODERNIZATION OF TRAINING TEACHERS OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2017;(1):63-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81

Просмотров: 380


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)