ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-142-159
Аннотация
Введение. На формирование личности ребенка сильное влияние оказывают культура родителей, структура семьи и атмосфера в ней, включая психологическое состояние всех ее членов. Изучение субъективного благополучия родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, позволяет выделить наиболее значимые направления работы педагогов и психологов, эффективно распределить усилия специалистов с целью удовлетворения коммуникативных, медицинских, образовательных и других потребностей семей.
Целью данного исследования является анализ модуса психологического благополучия родителей учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида как фактора их позитивной социализации.
Методики. Для оценки психологического состояния родителей использовалась стандартизированная шкала субъективного благополучия (Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche; в адаптации В. М. Соколовой). Для определения уровня психологического благополучия школьников применялась методика «Шкала субъективного благополучия» в авторской адаптации.
Результаты. Исследование, в котором приняли участие 58 родителей из 53 семей и 60 детей раннего подросткового возраста (12–13 лет), имеющие диагноз F70 (умственная отсталость легкой степени) или F71 (умственная отсталость умеренная), показало, что направленное на обеспечение психологического благополучия родителей (их законных представителей) комплексное социально-психологическое сопровождение семьи в условиях коррекционной школы-интерната становится фактором позитивной социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Среди взрослых испытуемых не обнаружилось тех, кто бы испытывал психологическое неблагополучие. У респондентов не выявлено серьезных эмоциональных проблем, они оптимистичны, не склонны высказывать жалобы, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, большинство из них обладает позитивной самооценкой. Данные характеристики объясняются реализуемой в школе комплексной программой социально-психологического сопровождения семей. Делается вывод о взаимообусловленности психологического благополучия детей и их родителей, которое может и должна поддерживать и корректировать школа.
Научная новизна работы состоит в развитии идей обеспечения позитивной социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в системе специального образования, при реализации социально-психологического сопровождения учащихся с нарушениями интеллекта и оказании помощи членам их семей.
Об авторах
П. А. КисляковРоссия
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии
Москва (Россия)
Е. А. Шмелева
Россия
доктор психологических наук, доцент, заместитель директора Шуйского филиала
Иваново (Россия)
Список литературы
1. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. С.-Петербург: Речь, 2005.
2. Шмелева Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электрон. ресурс] // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов, 26–28 октября 2015 г. Москва: АНО «НМЦ “СУВАГ”», 2015. С. 260–264. Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/11/02/cf20f9d6e008e83f4ff64e0126ee3ba8/sbornik-sezd-defektologov.pdf (дата обращения 18.12.2016).
3. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний: психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости // Детская патопсихология: хрестоматия: учебное пособие / сост. Н. Л. Белопольская. 3-е изд., стереотип. Москва: Когито-Центр, 2004. С. 19–31.
4. Кисляков П. А., Феофанов В. Н., Удодов А. Г., Силаева О. А. Направления исследований социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. № 4. С. 34–41. DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-4-34-41.
5. Рубинштейн С. Л. Психология умственно отсталого школьника. Москва: Просвещение, 2001. 263 с.
6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. Москва: Академия, 2003. 432 с.
7. Ainsworth P. Understanding Mental Retardation. Jackson: University Press of Mississippi, 2004.
8. Santo F. Di Nuovo, Buono, S. Psychiatric syndromes comorbid with mental retardation: Differences in cognitive and adaptive skills // Journal of Psychiatric Research. 2006. Vol. 41, Issue 9. Р. 795–800.
9. Фельдштейн Д. И. Современное детство: психолого-педагогические проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 8–11.
10. Hajiran H. Toward a quality of life theory: net domestic product of happiness // Social Indicators Research. 2006. Vol. 75. P. 31–43.
11. Воронина А. В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 3. С. 142–145.
12. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Dorozhkin E. M., Komarova M. K. & Sukhanova E. I. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 15. Р. 8281–8292.
13. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Избранные психологические исследования. Москва, 1996. С. 453–480.
14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
15. Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н. и др. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник / под ред. Л. М. Шипицыной. 2-е изд., стереотип. Москва: Академия, 2014. 224 с.
16. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research. 1994. Vol. 31. Issue 2. Р. 103–157. DOI: 10.1007/BF01207052.
17. Argyle M. The Psychology of Happiness. Methuen; New York, 1987.
18. Diener E., Larsen R. J. The subjective experience of emotional well-being // M. Lewis & J. M. Haviland (Eds), Handbook of emotions. New York: Guilford Press. 1993. Р. 405–415.
19. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health // Journal of Occupational Psychology. 1990. Vol. 63. Issue 3. Р. 193–210. DOI 10.1111/j.2044-8325.1990.tb00521.x.
20. Seifert T. The Ryff Scales of Psychological Well-Being. Available at: http://www.liberalarts.wabash.edu/ryff-scales/ (Accessed 12 December 2016).
21. Baeva I. A., Bordovskaia, N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art, 2015. Vol. 8. Issue 1. P. 86–99. DOI: 10.11621/pir.2015.0108.
22. Kislyakov P., Shmeleva E., Silaeva О., Belyakova N., Kartashev V. Indices of socio- emotional wellbeing of youth: evaluation and directions of improvement // SHS Web of Conferences. 2016. Issue 28. Р. 01056. DOI: 10.1051/shsconf/20162801056.
23. Myers D. G. The pursuit of happiness. New York: William Morrow. 1992.
24. Noddings N. Happiness and education. New York: Cambridge University Press, 2003.
25. Zotova O. Yu., Karapetyan L. V. Occupation as a factor of personality subjective wellbeing // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. Issue 2. Р. 126–136. DOI: 10.11621/pir.2015.0211.
26. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Толстов С. Н. Обеспечение социально- психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46–55.
Рецензия
Для цитирования:
Кисляков П.А., Шмелева Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. Образование и наука. 2017;(1):142-159. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-142-159
For citation:
Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF FAMILIES WITH A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The Education and science journal. 2017;(1):142-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-142-159