Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕТОД ЭЛЕКТРОННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176

Аннотация

Введение. В образовательном процессе современной высшей школы заметно выделяются две тенденции: увеличивающееся количество времени на самостоятельную работу студентов и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сопровождающееся их постоянным обновлением и совершенствованием. Публикация посвящена проблеме организации компетентностно-ориентированной и профессионально направленной самостоятельной работы будущих педагогов, в которой интегрируются возможности метода проектирования и ИКТ.

Цель статьи – обосновать целесообразность применения метода электронных междисциплинарных проектов для самостоятельной работы студентов.

Методология и методики исследования. Для оценки эффективности разработанной авторами технологии обучения на всех этапах исследования применялись качественные и количественные методы анализа. Влияние технологии на развитие профессиональных компетенций студентов оценивалось посредством анкетирования, интервью, дискуссий и контрольного мероприятия в виде защиты проектов. Структура и уровни сформированности компетенций определялись методом групповых экспертных оценок.

Результаты. Выделены и проанализированы группы дидактических свойств и дидактические функции ИКТ. Представлены виды учебных проектов. Даны определение и характеристика междисциплинарного электронного проекта. Описаны результаты проведенного в Ижевском государственном университете им. М. Т. Калашникова педагогического эксперимента, в ходе которого апробировалась технология развития у студентов важных профессиональных компетенций – иноязычной и информационно-коммуникационной.

Научная новизна. Предложен метод междисциплинарных электронных проектов, включающий совокупность учебно-познавательных приемов и процедур, реализуемых в электронной среде и направленных на решение междисциплинарной проблемы, связанной с видами и задачами профессиональной деятельности. Технология организации самостоятельной работы учащихся, основанная на данном методе, позволяет предотвратить «угасание» у выпусков вуза компетенций, сформированных на ранних стадиях обучения, если при выполнении электронных проектов учитывается проблемно-ориентированная природа деятельности учащихся. Поэтапное и систематическое использование технологии на протяжении всего периода обучения в вузе обеспечивает положительную динамику качества профессиональной подготовки.

Практическая значимость. Доказавшая свою эффективность технология может применяться для организации самостоятельной работы студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения, а при соответствующей адаптации – в системе переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Об авторах

Ю. В. Красавина
Ижевский государственный технический университет
Россия

старший преподаватель кафедры английского языка

Ижевск (Россия)



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики

Ижевск (Россия)



Список литературы

1. Siemens G., Gašević D., Dawson Sh. Preparing for the digital university: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning // MOOC Research Initiative. 2015. 230 с.

2. Гитман Е. К., Тимкина Ю. Ю. Информационные технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе: монография. Пермь: Пермская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. 136 с.

3. Дмитриева И. А. Оптимизация индивидуального обучения средствами новых информационных технологий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2001. № 1 (19). С. 129.

4. Зайнутдинова Л. Х., Сенина О. А. Структура электронного учебного пособия для самостоятельной работы студентов по общетехническим дисциплинам // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2009. № 1. С. 59–65.

5. Иванова Е. О. Электронный учебник – предметная информационно-образовательная среда самостоятельной работы учащихся // Образование и наука. 2015. № 5. С. 118–128.

6. Нгуен Т. Х. Интерактивный метод в обучении русскому языку во Вьетнаме // Сборник научных трудов Международной научной конференции студентов и аспирантов «Российская Федерация и современный мир: пути и перспективы развития». Москва: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2010. С. 197–204.

7. Симонян К. В. Организация автономной учебной деятельности на основе современных технологий // Вестник МГЛУ. «Когнитивно-функциональные аспекты грамматических исследований англоязычного дискурса». Серия «Лингвистика». 2008. № 545. С. 244–252.

8. Ермолович Е. В., Красниченко А. М. Информационно-коммуникационные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов // Информатика и образование. 2005. № 2. С. 102–105.

9. Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 210–212.

10. Муравьева Н. В. Реализация информационно-обучающей среды для самостоятельной работы студентов-заочников // Инновации в науке. 2013. № 28. С. 167–171.

11. Чувилина О. В. Использование интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов над материалами СМИ на иностранном языке // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 1. С. 317–320.

12. Новикова Э. Б., Мерзликина Н. И. Дидактические основы самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий при обучении иностранному языку // Педагогические науки. 2011. № 4. С. 112–113.

13. Осьминин Е. П. Телекоммуникационные проекты в профессиональном образовании // Профессиональное образование на современном этапе развития общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004. С. 148–152.

14. Огольцова H. Н., Стародубцева В. А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104–106.

15. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4. С. 8.

16. Горячова М. В. Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 67. С. 368– 372.

17. Запорожко В. В. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 161–168.

18. Бухарова Г. Д., Козлова А. В. Модель методики внедрения WEB 2.0-технологий в организацию самостоятельной работы студентов // Образование и наука. 2012. № 5 (94). С. 96–106.

19. Трепак Я. В. Основные характеристики электронной коммуникации // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2011. № 3. С. 83–89.

20. Усков И. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006. 22 с.

21. Соболева Е. В. Использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроках информатики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2010. 20 с.

22. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.

23. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Проектный метод на этапе выполнения выпускной квалификационной работы // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 3 (14). С. 11–16.

24. Research summary: PBL and 21st century competencies [Электрон. ресурс]. 2013. 2 p. URL: http://bie.org/object/document /research_summary_on_the_benefits_of_pbl, дата обращения12.10.2016)

25. Bell S. Project-based learning for the 21st century: skills for the future // Clearing House. 2010. № 83 (2). С. 39–43.

26. Krasavina Yu. V., Al Akkad M. A. Developing Professional Information and Communication Skills through E-Projects // Образование и наука. 2014. № 10. С. 93–105.

27. Markham T. Project Based Learning // Teacher Librarian. 2011. № 39 (2). С. 38–42.

28. Mamakou I., Grigoriadou M. An e-project-based approach to ESP learning in an ICT curriculum in higher education // Themes in Science and Technology Education. Special Issue on ICT in language learning. 2010. Т. 3. № 1–2. С. 119–137. URL: https://www.learntechlib.org/p/148648 (дата обращения 07.10.2016)


Рецензия

Для цитирования:


Красавина Ю.В., Шихова О.Ф. МЕТОД ЭЛЕКТРОННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Образование и наука. 2017;(1):160-176. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176

For citation:


Krasavina Yu.V., Shikhova O.F. AN APPROACH TO MANAGING UNIVERSITY STUDENTS’ SELF-STUDY BASED ON INTERDISCIPLINARY E-PROJECTS. The Education and science journal. 2017;(1):160-176. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176

Просмотров: 1432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)