МЕТОД ЭЛЕКТРОННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176
Resumen
Введение. В образовательном процессе современной высшей школы заметно выделяются две тенденции: увеличивающееся количество времени на самостоятельную работу студентов и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сопровождающееся их постоянным обновлением и совершенствованием. Публикация посвящена проблеме организации компетентностно-ориентированной и профессионально направленной самостоятельной работы будущих педагогов, в которой интегрируются возможности метода проектирования и ИКТ.
Цель статьи – обосновать целесообразность применения метода электронных междисциплинарных проектов для самостоятельной работы студентов.
Методология и методики исследования. Для оценки эффективности разработанной авторами технологии обучения на всех этапах исследования применялись качественные и количественные методы анализа. Влияние технологии на развитие профессиональных компетенций студентов оценивалось посредством анкетирования, интервью, дискуссий и контрольного мероприятия в виде защиты проектов. Структура и уровни сформированности компетенций определялись методом групповых экспертных оценок.
Результаты. Выделены и проанализированы группы дидактических свойств и дидактические функции ИКТ. Представлены виды учебных проектов. Даны определение и характеристика междисциплинарного электронного проекта. Описаны результаты проведенного в Ижевском государственном университете им. М. Т. Калашникова педагогического эксперимента, в ходе которого апробировалась технология развития у студентов важных профессиональных компетенций – иноязычной и информационно-коммуникационной.
Научная новизна. Предложен метод междисциплинарных электронных проектов, включающий совокупность учебно-познавательных приемов и процедур, реализуемых в электронной среде и направленных на решение междисциплинарной проблемы, связанной с видами и задачами профессиональной деятельности. Технология организации самостоятельной работы учащихся, основанная на данном методе, позволяет предотвратить «угасание» у выпусков вуза компетенций, сформированных на ранних стадиях обучения, если при выполнении электронных проектов учитывается проблемно-ориентированная природа деятельности учащихся. Поэтапное и систематическое использование технологии на протяжении всего периода обучения в вузе обеспечивает положительную динамику качества профессиональной подготовки.
Практическая значимость. Доказавшая свою эффективность технология может применяться для организации самостоятельной работы студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения, а при соответствующей адаптации – в системе переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
De los autores
Ю. КрасавинаRussian Federation
О. Шихова
Russian Federation
Referencias
1. Siemens G., Gašević D., Dawson Sh. Preparing for the digital university: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning // MOOC Research Initiative. 2015. 230 с.
2. Гитман Е. К., Тимкина Ю. Ю. Информационные технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе: монография. Пермь: Пермская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. 136 с.
3. Дмитриева И. А. Оптимизация индивидуального обучения средствами новых информационных технологий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2001. № 1 (19). С. 129.
4. Зайнутдинова Л. Х., Сенина О. А. Структура электронного учебного пособия для самостоятельной работы студентов по общетехническим дисциплинам // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2009. № 1. С. 59–65.
5. Иванова Е. О. Электронный учебник – предметная информационно-образовательная среда самостоятельной работы учащихся // Образование и наука. 2015. № 5. С. 118–128.
6. Нгуен Т. Х. Интерактивный метод в обучении русскому языку во Вьетнаме // Сборник научных трудов Международной научной конференции студентов и аспирантов «Российская Федерация и современный мир: пути и перспективы развития». Москва: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2010. С. 197–204.
7. Симонян К. В. Организация автономной учебной деятельности на основе современных технологий // Вестник МГЛУ. «Когнитивно-функциональные аспекты грамматических исследований англоязычного дискурса». Серия «Лингвистика». 2008. № 545. С. 244–252.
8. Ермолович Е. В., Красниченко А. М. Информационно-коммуникационные технологии в управлении самостоятельной учебной деятельностью студентов // Информатика и образование. 2005. № 2. С. 102–105.
9. Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 210–212.
10. Муравьева Н. В. Реализация информационно-обучающей среды для самостоятельной работы студентов-заочников // Инновации в науке. 2013. № 28. С. 167–171.
11. Чувилина О. В. Использование интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов над материалами СМИ на иностранном языке // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14, № 1. С. 317–320.
12. Новикова Э. Б., Мерзликина Н. И. Дидактические основы самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий при обучении иностранному языку // Педагогические науки. 2011. № 4. С. 112–113.
13. Осьминин Е. П. Телекоммуникационные проекты в профессиональном образовании // Профессиональное образование на современном этапе развития общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2004. С. 148–152.
14. Огольцова H. Н., Стародубцева В. А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104–106.
15. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4. С. 8.
16. Горячова М. В. Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 67. С. 368– 372.
17. Запорожко В. В. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 161–168.
18. Бухарова Г. Д., Козлова А. В. Модель методики внедрения WEB 2.0-технологий в организацию самостоятельной работы студентов // Образование и наука. 2012. № 5 (94). С. 96–106.
19. Трепак Я. В. Основные характеристики электронной коммуникации // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2011. № 3. С. 83–89.
20. Усков И. В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006. 22 с.
21. Соболева Е. В. Использование дидактических возможностей средств ИКТ для развития взаимодействия участников образовательного процесса на уроках информатики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2010. 20 с.
22. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.
23. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Проектный метод на этапе выполнения выпускной квалификационной работы // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 3 (14). С. 11–16.
24. Research summary: PBL and 21st century competencies [Электрон. ресурс]. 2013. 2 p. URL: http://bie.org/object/document /research_summary_on_the_benefits_of_pbl, дата обращения12.10.2016)
25. Bell S. Project-based learning for the 21st century: skills for the future // Clearing House. 2010. № 83 (2). С. 39–43.
26. Krasavina Yu. V., Al Akkad M. A. Developing Professional Information and Communication Skills through E-Projects // Образование и наука. 2014. № 10. С. 93–105.
27. Markham T. Project Based Learning // Teacher Librarian. 2011. № 39 (2). С. 38–42.
28. Mamakou I., Grigoriadou M. An e-project-based approach to ESP learning in an ICT curriculum in higher education // Themes in Science and Technology Education. Special Issue on ICT in language learning. 2010. Т. 3. № 1–2. С. 119–137. URL: https://www.learntechlib.org/p/148648 (дата обращения 07.10.2016)
Recensión
Para cita:
Krasavina Yu.V., Shikhova O.F. AN APPROACH TO MANAGING UNIVERSITY STUDENTS’ SELF-STUDY BASED ON INTERDISCIPLINARY E-PROJECTS. The Education and science journal. 2017;(1):160-176. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-160-176