Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-177-197

Аннотация

Введение. Сегодня основным социально-экономическим преимуществом России в глобальной экономике, если не брать в расчет природные богатства, является человеческий капитал, развитие которого должно стать приоритетом для всех уровней системы образования. Один из ключевых факторов приращения интеллектуального капитала в современном обществе – модернизация постдипломного педагогического образования, так как именно эта система призвана мобильно, в соответствии с вызовами времени корректировать компетенции педагогических и научно-педагогических кадров, занимающихся подготовкой специалистов для всех общественных практик – людей, которые завтра будут задавать вектор развития государства. Новая миссия постдипломного обучения «через всю жизнь», заключающаяся в опережающем формировании интеллектуального потенциала страны, требует поиска новых форм и методов дополнительного профессионального образования.

Цель публикации – раскрыть сущность научно-проектного консалтинга и его роль в подготовке и повышении квалификации педагогов и научно-педагогических работников.

Методология исследования. Основу представленного в статье исследования составил институциональный подход. В соответствии с ним обозначены стратегия развития и направления работы традиционных и новых институций постдипломного образования – кафедры педагогики и андрагогики и центра научно-проектного консалтинга. В качестве методологической базы данного вида консалтинга предлагается использовать положения генетико-содержательной теории развивающего образования, в частности принцип развития, регулирующий процессы непрерывного совершенствования профессионализма специалистов сферы образования и освоения ими новых функций в постиндустриальном обществе.

Результаты. Построена концептуальная модель рефлексивного контура управления процессом формирования новых профессиональных позиций педагога, охарактеризованы ее составляющие. Системообразующим концептом модели выступает научно-проектный консалтинг, который определен как специфический инновационный формат подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способных к осознанному проектированию и преображению собственной профессиональной деятельности и сферы образования в целом. Механизмом реализации такого консалтинга является проектно-преобразующий подход к осуществлению аналитической, организационно-управленческой и научно-методической под-
держки педагогов. Показана ценность данного формата дополнительного профессионального образования с точки зрения организации совместного практико-ориентированного научного поиска решения проблем системы образования. Описаны наиболее востребованные в рамках научно-проектного консалтинга формы постдипломного обучения.

Научная новизна. В области постдипломного педагогического образования консалтинг пока не стал полноценной нормативной практикой. Для методического сопровождения функционирования и развития образовательных структур применяется в основном образовательный консалтинг, включающий разработку методик менеджмента и планирование образовательной деятельности. Перспективные в постиндустриальном обществе научный и проектный виды консалтинга до сих пор оставались вне поля зрения научных педагогических исследований. Авторы статьи делают одну из первых попыток по восполнению этого пробела в российском образовании.

Практическая значимость. Внедрение научно-проектного консалтинга в область постдипломной подготовки кадров высшей квалификации для сферы образования открывает новые возможности научно-организационного и экспертно-консультационного сопровождения инновационной деятельности субъектов образовательного процесса.

Об авторах

Г. А. Игнатьева
Нижегородский институт развития образования
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики

Нижний Новгород (Россия)



О. В. Тулупова
Нижегородский институт развития образования
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики

Нижний Новгород (Россия)



Список литературы

1. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности [Электрон. ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 13–48. Режим доступа: http://foresight.sfukras.ru/sites/foresight.sfu- kras.ru/files/_Efimov_Forsayt_VSh_missii-funkciitehnologii_2012.pdf (дата обращения 30.11.2016).

2. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование / ред. В. В. Рубцов, А. А. Марголис. 2005. № 4. С. 38–47.

3. Игнатьева Г. А. Тулупова О. В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов [Электрон. ресурс] // Педагогика и просвещение. 2015. № 4. С. 359–372. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.17278. Режим доступа: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=36178 (дата обращения: 22.12.2016).

4. Мольков А. С. Проектно-деятельностная кооперация как способ становления позиционной общности педагогов-инноваторов в системе постдипломного образования // Психология обучения. 2012. № 3. C. 95–104.

5. Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2014. № 3 (40). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/postdiplomnoe-obrazovanie- pedagogov-antropologicheskaya-proektsiya (дата обращения: 21.12.2016).

6. Игнатьев А. В., Тихонов Е. Н. Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний // Современные исследования социальных проблем [Электрон. ресурс]. 2012. № 6 (14). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konsalting-iautsorsing-kak-faktory-povysheniya- konkurentosposobnosti-predpriyatiya-v-usloviyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 22.12.2016).

7. Гончарова О. В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=15638 (дата обращения 22.12.2016).

8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. Москва: ПСТГУ, 2013. 432 с. (Основы психологической антропологии).

9. Никитин В. Я. Современные подходы к содержанию и методам постдипломного образования педагогов // Академия профессионального образования. 2015. № 3. С. 3–10.

10. Соколова И. И. Развитие фундаментальных исследований в области педагогического образования [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2012. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fundamentalnyh-issledovaniy-v- oblasti-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения:15.12.2016).

11. Матюшкина М. Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования: опыт и перспективы: монография. С.-Петербург: СПбАППО, 2010. 173 с.

12. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand- worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://education.cambridge.org/media/645645/teacher_education_and_pedagogy_theory_ _policy_and_practice.pdf (Accessed 16 December 2016).

13. Gassner O., Schratz M. Graduate and Postgraduate Studies and Research in Austrian Teacher Education // The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeå, Sweden, June 10–11 2011. Р. 63–81. Available at: http://entep.unibuc.eu/documents/publications/RoleOfStudies/NAT_REP_AUSTRIA.pdf (Accessed 16 December 2016).

14. Edwards A. The Role of Research and Scientifically-Based Knowledge in Teacher Education // The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeå, Sweden, June 10–11 2011. Р. 19–33. Available at: http://entep.unibuc.eu/documents/keynotes/AnneEdwardsUmea.pdf (Accessed 16 December 2016).

15. Rentocchini F., Manjarrés-Henrìquez L., D’Este P., Grimaldi R. The Effect Of Academic Consulting On Research Performance: Evidence From Five Spanish Universities // INGENIO (CSIC-UPV) Working Paper Series. 2011/03. Available at: http://digital.csic.es/bitstream/10261/51536/1/The_Effect_Of_Academic_Consulting_On_R esearch_Performance_Evidence_From_Five_Spanish_Universities.pdf. (Accessed 16 December 2016).

16. Drs Battefeld & Battefeld Scientific Consulting. Available at: http://battefeldconsulting.de/? lang=en (Accessed 20 December 2016).

17. Global Scientific Consulting. Available at: http://www.consult-globalsci.com/services.html (Accessed 20 December 2016).

18. The Scientific Consulting Group, Inc. Available at: http://www.scgcorp.com/default.aspx (Accessed 20 December 2016).

19. Громыко Ю. В. Сеть мыследеятельностной педагогики. Москва: МАРО, 2011. 29 с.

20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

21. Сластенин В. А. Рефлексивные технологии подготовки учителя. Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

22. Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. Москва: Институт учебника Раideiа, 1997. 560 с.

23. Виноградова Е. Ю. Коммуникация в научном сообществе как условие легитимации социального знания [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Vinogr_communication.pdf (дата обращения 01.12.2016).

24. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. Москва, 2002. 295 с


Рецензия

Для цитирования:


Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2017;(1):177-197. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-177-197

For citation:


Ignatieva G.A., Tulupova O.V. SCIENTIFIC-PROJECT CONSULTING AS AN INNOVATIVE FORMAT OF POSTGRADUATE EDUCATION. The Education and science journal. 2017;(1):177-197. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-177-197

Просмотров: 1147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)