Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-177-197

Texto completo:

Resumen

Введение. Сегодня основным социально-экономическим преимуществом России в глобальной экономике, если не брать в расчет природные богатства, является человеческий капитал, развитие которого должно стать приоритетом для всех уровней системы образования. Один из ключевых факторов приращения интеллектуального капитала в современном обществе – модернизация постдипломного педагогического образования, так как именно эта система призвана мобильно, в соответствии с вызовами времени корректировать компетенции педагогических и научно-педагогических кадров, занимающихся подготовкой специалистов для всех общественных практик – людей, которые завтра будут задавать вектор развития государства. Новая миссия постдипломного обучения «через всю жизнь», заключающаяся в опережающем формировании интеллектуального потенциала страны, требует поиска новых форм и методов дополнительного профессионального образования.

Цель публикации – раскрыть сущность научно-проектного консалтинга и его роль в подготовке и повышении квалификации педагогов и научно-педагогических работников.

Методология исследования. Основу представленного в статье исследования составил институциональный подход. В соответствии с ним обозначены стратегия развития и направления работы традиционных и новых институций постдипломного образования – кафедры педагогики и андрагогики и центра научно-проектного консалтинга. В качестве методологической базы данного вида консалтинга предлагается использовать положения генетико-содержательной теории развивающего образования, в частности принцип развития, регулирующий процессы непрерывного совершенствования профессионализма специалистов сферы образования и освоения ими новых функций в постиндустриальном обществе.

Результаты. Построена концептуальная модель рефлексивного контура управления процессом формирования новых профессиональных позиций педагога, охарактеризованы ее составляющие. Системообразующим концептом модели выступает научно-проектный консалтинг, который определен как специфический инновационный формат подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способных к осознанному проектированию и преображению собственной профессиональной деятельности и сферы образования в целом. Механизмом реализации такого консалтинга является проектно-преобразующий подход к осуществлению аналитической, организационно-управленческой и научно-методической под-
держки педагогов. Показана ценность данного формата дополнительного профессионального образования с точки зрения организации совместного практико-ориентированного научного поиска решения проблем системы образования. Описаны наиболее востребованные в рамках научно-проектного консалтинга формы постдипломного обучения.

Научная новизна. В области постдипломного педагогического образования консалтинг пока не стал полноценной нормативной практикой. Для методического сопровождения функционирования и развития образовательных структур применяется в основном образовательный консалтинг, включающий разработку методик менеджмента и планирование образовательной деятельности. Перспективные в постиндустриальном обществе научный и проектный виды консалтинга до сих пор оставались вне поля зрения научных педагогических исследований. Авторы статьи делают одну из первых попыток по восполнению этого пробела в российском образовании.

Практическая значимость. Внедрение научно-проектного консалтинга в область постдипломной подготовки кадров высшей квалификации для сферы образования открывает новые возможности научно-организационного и экспертно-консультационного сопровождения инновационной деятельности субъектов образовательного процесса.

De los autores

Г. Игнатьева
Нижегородский институт развития образования
Russian Federation


О. Тулупова
Нижегородский институт развития образования
Russian Federation


Referencias

1. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности [Электрон. ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 13–48. Режим доступа: http://foresight.sfukras.ru/sites/foresight.sfu- kras.ru/files/_Efimov_Forsayt_VSh_missii-funkciitehnologii_2012.pdf (дата обращения 30.11.2016).

2. Игнатьева Г. А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации // Психологическая наука и образование / ред. В. В. Рубцов, А. А. Марголис. 2005. № 4. С. 38–47.

3. Игнатьева Г. А. Тулупова О. В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов [Электрон. ресурс] // Педагогика и просвещение. 2015. № 4. С. 359–372. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.17278. Режим доступа: http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=36178 (дата обращения: 22.12.2016).

4. Мольков А. С. Проектно-деятельностная кооперация как способ становления позиционной общности педагогов-инноваторов в системе постдипломного образования // Психология обучения. 2012. № 3. C. 95–104.

5. Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2014. № 3 (40). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/postdiplomnoe-obrazovanie- pedagogov-antropologicheskaya-proektsiya (дата обращения: 21.12.2016).

6. Игнатьев А. В., Тихонов Е. Н. Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний // Современные исследования социальных проблем [Электрон. ресурс]. 2012. № 6 (14). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konsalting-iautsorsing-kak-faktory-povysheniya- konkurentosposobnosti-predpriyatiya-v-usloviyah-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 22.12.2016).

7. Гончарова О. В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=15638 (дата обращения 22.12.2016).

8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. Москва: ПСТГУ, 2013. 432 с. (Основы психологической антропологии).

9. Никитин В. Я. Современные подходы к содержанию и методам постдипломного образования педагогов // Академия профессионального образования. 2015. № 3. С. 3–10.

10. Соколова И. И. Развитие фундаментальных исследований в области педагогического образования [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2012. № 1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fundamentalnyh-issledovaniy-v- oblasti-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения:15.12.2016).

11. Матюшкина М. Д. Оценка качества постдипломного педагогического образования: опыт и перспективы: монография. С.-Петербург: СПбАППО, 2010. 173 с.

12. Teacher Education and Pedagogy. Theory, policy and practice. The Cambridge Teacher series Edited by Michael Evans Printed in the United Kingdom by Printondemand- worldwide. Peterborough, 2013. Available at: http://education.cambridge.org/media/645645/teacher_education_and_pedagogy_theory_ _policy_and_practice.pdf (Accessed 16 December 2016).

13. Gassner O., Schratz M. Graduate and Postgraduate Studies and Research in Austrian Teacher Education // The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeå, Sweden, June 10–11 2011. Р. 63–81. Available at: http://entep.unibuc.eu/documents/publications/RoleOfStudies/NAT_REP_AUSTRIA.pdf (Accessed 16 December 2016).

14. Edwards A. The Role of Research and Scientifically-Based Knowledge in Teacher Education // The Conference on the Role of Graduate and Postgraduate Studies and Research in Teacher Education Reform Policies in the European Union. Umeå, Sweden, June 10–11 2011. Р. 19–33. Available at: http://entep.unibuc.eu/documents/keynotes/AnneEdwardsUmea.pdf (Accessed 16 December 2016).

15. Rentocchini F., Manjarrés-Henrìquez L., D’Este P., Grimaldi R. The Effect Of Academic Consulting On Research Performance: Evidence From Five Spanish Universities // INGENIO (CSIC-UPV) Working Paper Series. 2011/03. Available at: http://digital.csic.es/bitstream/10261/51536/1/The_Effect_Of_Academic_Consulting_On_R esearch_Performance_Evidence_From_Five_Spanish_Universities.pdf. (Accessed 16 December 2016).

16. Drs Battefeld & Battefeld Scientific Consulting. Available at: http://battefeldconsulting.de/? lang=en (Accessed 20 December 2016).

17. Global Scientific Consulting. Available at: http://www.consult-globalsci.com/services.html (Accessed 20 December 2016).

18. The Scientific Consulting Group, Inc. Available at: http://www.scgcorp.com/default.aspx (Accessed 20 December 2016).

19. Громыко Ю. В. Сеть мыследеятельностной педагогики. Москва: МАРО, 2011. 29 с.

20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

21. Сластенин В. А. Рефлексивные технологии подготовки учителя. Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

22. Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. Москва: Институт учебника Раideiа, 1997. 560 с.

23. Виноградова Е. Ю. Коммуникация в научном сообществе как условие легитимации социального знания [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Vinogr_communication.pdf (дата обращения 01.12.2016).

24. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. Москва, 2002. 295 с


Recensión

Para cita:


Ignatieva G.A., Tulupova O.V. SCIENTIFIC-PROJECT CONSULTING AS AN INNOVATIVE FORMAT OF POSTGRADUATE EDUCATION. The Education and science journal. 2017;(1):177-197. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-177-197

Número de consultas: 1271


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)