Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КРИЗИС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-9-31

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. Введение. Эволюция содержания и форм доминирующих социальных отношений обусловила кризис сферы образования, одним из негативных следствий которого явилось истончение духовных и нравственных оснований педагогической культуры. В статье с опорой на культурологический и аксиологический подходы к феномену данного вида культуры обсуждаются возможности формирования и реализации норм поведения и труда учителя.
Цель публикации – определить характер происшедших деформаций педагогической культуры, отрицательно отражающихся на состоянии теории и практики образования.
Методология и методики исследования. Работа базируется на философско-культурологическом выявлении и разборе проблем, касающихся дестабилизации аксиологических стандартов деятельности современного учителя. Использовались методы теоретического исследования, включающие междисциплинарный анализ и синтез информации из философской, социологической, психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: изучение опыта реальной преподавательской и воспитательной деятельности в культурологическом контексте, анкетирование, собеседование.
Результаты. Педагогическая культура учителя охарактеризована как антропоморфная практика, выдвигающая в качестве ведущего носителя содержания образования и главной ценности Человека. Представлены исследовательские позиции по заявленной проблематике российских и зарубежных
авторов. Установлены изменения в культурной практике и дискурсивных формациях в сфере образования; констатируется отличие классического и современного понимания педагогической культуры. Показаны роль и значение педагогической науки в формировании нового взгляда на сущность профессиональной культуры учителя в условиях кризиса антропоцентрических абсолютов.
Научная новизна. Теоретически обоснованы концепции, влияющие на характер и содержание современной педагогической культуры. Обозначены первоочередные задачи, которые стоят перед педагогической наукой и требуют оперативных решений.
Практическая значимость. Активная разработка выделенных направлений современной педагогической мысли, по мнению авторов статьи, позитивно скажется на положении сферы образования и уровне профессиональной культуры учителя.

Об авторах

Р. М. Асадуллин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

доктор педагогических наук, профессор, ректор

Уфа (Россия)



О. В. Фролов
Оренбургский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики

Оренбург (Россия)



Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс, 1986. С. 333.

2. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2 / под ред. Н. Б. Крыловой. Москва: 1995. С. 16–45.

3. Прокопцов В. И. Эдукология: новая культура образования // Акмеология – 2013 / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. С.-Петербург: Центр стратегических исследований, 2013. Вып. 20. С. 143–158.

4. Воронцов П. Г. Комплексный подход в педагогике с позиции научной картины мира // Философия образования. 2016. № 69. С. 120.

5. Крутько Е. А., Рубанцова Т. А. Проблема личностных форм отчуждения в образовательном процессе // Философия образования. 2016. № 3 (66). С. 72.

6. Грякалов А. А. Философия и транспедагогика детства // Инновации и образование. Серия «Symposium» // Сборник материалов конференции. С.-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 29. С. 53–62.

7. Феоктистов Г. Г. Принуждение как структурный принцип педагогики // Образование и насилие: сборник статей / под ред. К. С. Пигрова. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2004. С. 251–265.

8. Ключарев Г. А. Самообразование и радикальная педагогика: возможен ли компромисс? // Инновации и образование: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. Вып. 29. С. 322–324.

9. Ирецкий А. Н., Огинец Л. В. Психофизиологические ограничения для педагогических и психологических систем // Философия образования: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 23. С. 201–206;

10. Кузин И. В. Образование и насилие // Образование и насилие: сборник статей / под ред. К. С. Пигрова. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2004. С. 266–276.

11. Лещинский В. И. Личностная парадигма в истории образования и технологии ее реализации // Известия Воронежского педагогического университета: сборник научных трудов. Т. 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Воронеж: ВГПУ, 2000. 217 с.

12. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учебное пособие. Москва: УРАО, 1998. 576 с.

13. Bohm W. Wörterbuch der Pädagogik. 14 Aufl. Stuttgart, 1994. S. 623.

14. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Москва: Республика, 1994. 480 с.

15. Печчеи А. Человеческие качества. Москва: Прогресс, 1985. С. 73.

16. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. Киев, 1980. С. 112–118.

17. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. 1911. № 108. С. 24–28.

18. Белканов Н. А. Советская школа и педагогика 1920-х годов в призме педагогической советологии. Елец; Волгоград, 2002. 290 с.

19. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций: учебное пособие. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2004. 515 с.

20. Бенин В. Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. Уфа: БГПУ, 2011. 192 с.

21. Соколова Л. Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург: ОГПУ, 2003. 352 с.

22. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. Москва: Дом педагогики; ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 318 с.

23. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление. Москва: Наука, 1977. 530 с.

24. Абсава Н. Д. Где задержался человек? // Перспективы человека в глобализирующемся мире. С.-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 35 с.

25. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 3 (34). С. 5–12.

26. Асмолов А. Г. Методология управления изменениями в мире образования // Модульно-компетентностный подход как основа перехода обучения на профессиональные стандарты третьего поколения: материалы научно-практической конференции, 19–20 мая 2011 г. Самара, 2011. 143 с.

27. Чапаев Н. К. Э. Фромм и компетентностный подход: в поисках философии образования целостного человека XXI века // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург: РГППУ, 2009. Ч. 1. С. 12–14.

28. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва: Просвещение, 1993. 115 с.

29. Розин В. М. Человек культурный. Введение в антропологию: учебное пособие. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2003. 340 с.

30. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Tolstykh A. A., Kholopova E. S. & Krivtsov A. I. Particular Features of Interrelation of Motivation, Values and Sense of Life’s Meaning as Subjective Factors of Individualizing Trajectory in the System of Continuous Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8252–8268.

31. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G., Rowland Z. New Values as the Basis for Innovation // International Journal of Economic Perspectives. 2016. V. 10. № (3). Available at: http://www.econ-society.org/ijep_contents_10.3.php#.

32. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 3 (34). С. 5–12.


Для цитирования:


Асадуллин Р.М., Фролов О.В. КРИЗИС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Образование и наука. 2017;(2):9-31. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-9-31

For citation:


Asadullin R.M., Frolov O.V. CRISIS OF PEDAGOGICAL CULTURE AND SOME PROBLEMS OF THE MODERN PEDAGOGICAL THOUGHT. The Education and science journal. 2017;(2):9-31. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-9-31

Просмотров: 514


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)