Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-51-71

Аннотация

Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена противоречием между необходимостью фундаментализации образования, поднятия его на уровень требований целостного развития человека и углубляющейся дезинтеграцией всех сторон его жизнедеятельности, включая профессионально-образовательную сферу.
Цель статьи – философско-педагогическое осмысление и разработка механизмов актуализации интегративно-целостного подхода при построении гипотетической модели профессионально-ориентированного школьного образования, направленной на обеспечение стратегического разворота в сторону более взвешенного (диалектического) подхода к традиционным ценностям педагогики, – в частности к опыту горнозаводских школ Урала.
Методология и методики исследования. Ведущим подходом к исследованию обсуждаемой проблемы стал интегративно-целостный подход (ИЦП), позволяющий выявить целостную природу педагогических систем, в которых:
а) происходит взаимотрансформация кооперируемых частей не за счет друг друга, а в пользу друг друга; б) наличие общих точек соприкосновения между кооперируемыми компонентами дополняется сосуществованием противоположных, порой взаимоисключающих сторон бытия; в) идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма.
Результаты и научная новизна исследования. Показана несостоятельность монопольно господствующей доктрины компетентностного образования как средства успешного разрешения глобальной проблемы реинтеграции человеческого существования, и в связи с этим постулирована необходимость антиномизации (диверсификции) образования. Авторы выдвигают оригинальную гипотезу построения концепции профессионально-ориентированного общего образования на основе реконструкции опыта деятельности горнозаводских школ Урала и доказывают перспективность стратегии такой реконструкции в современных условиях. Для реализации данной идеи предлагается система технолого-методического обеспечения, теоретической и практической базой которой является интегративно-целостный подход.
Практическая значимость результатов. Материалы статьи могут быть востребованы при моделировании, проектировании и конструировании образовательной организации (системы), отвечающей потребностям развития, становления и формирования многомерной личности и требованиям зарождающейся новой коммуникационной реальности в системе отношений образования, производства и социумного окружения.

Об авторах

Н. К. Чапаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования

Екатеринбург (Россия)



М. А. Чошанов
Техасский университет в Эль Пасо
Соединённые Штаты Америки

доктор педагогических наук, профессор кафедр высшей математики и подготовки учителей

Техас (США)



Список литературы

1. 300 лет Уральской металлургии: Труды Международного конгресса, 4–5 окт. 2001 г. / гл. ред. А. А. Козицын. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного ун-та, 2001. 439 с.

2. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. Москва: Профтехиздат, 1961. 436 с.

3. Мезенин Н. А. Династия Демидовых: исторические очерки. Нижний Тагил, 2002. 227 с.

4. Будрин В. И. Горнозаводские школы Урала в XVIII и в начале XIX в. // Материалы второй научной конференции по истории Екатеринбурга – Свердловска. Свердловск, 1950. 125 с.

5. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала (к истории профессионально-технического образования в России) / под ред. А. М. Панкратовой. Москва: Трудрезервиздат, 1956. 206 с.

6. Сто лет горнозаводской школы на Урале / автор-сост. А. Н. Рятницкий. Свердловск: Свердловское областное государственное издательство. 1948. 247 с.

7. Люсев В. Н. Историко-педагогический опыт привлечения к организации учебного процесса технических учебных заведений преподавателей-практиков // Сибирский педагогический журнал. № 10. 2011. С. 204–213.

8. Сергеев Г. Г. В. Н. Татищев – основоположник профессионально-технического образования в России // Материалы Международной научной конференции, 14–16 октября 2004 г. Астрахань: Астраханский университет, 2004. С. 108–113.

9. Телков Б. Н., Коряков А. Г. Педагогика по-демидовски // Успехи разума. Исторические очерки: в 5 томах. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2005. Т. 1. 300 с.

10. Чапаев Н. К. Уроки инновационного опыта деятельности горнозаводских школ Урала // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25–26 мая 2016 г. / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 524–534.

11. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1997. 333 с.

12. Чапаев Н. К. Уроки инновационного опыта деятельности горнозаводских школ Урала // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25–26 мая 2016 г. / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 524–534.

13. Брецинка В. Теория воспитательных концепций, или Философия педагогического знания: введение в основы науки о воспитании, философии воспитания и практической педагогики: пер. с нем. Москва: Наука, 2005. 25 л.

14. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий // Национальный психологический журнал. 2011. Вып. 1. С. 104–110.

15. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург; Кемерово: Российский государственный профессионально-педагогический университет; Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2005. 325 с.

16. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 1994. 152 с.

17. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. Москва: Педагогика, 1993. 172 с.

18. Энгельгардт В. А. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. 1970. № 11. С. 103–115.

19. Леднев В. С. Содержание образования: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1989. 360 с.

20. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной: пер. с англ. Санкт-Петербург: Издательство Чернышева, 1996. 577 с.

21. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. Москва: Педагогика, 1991. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чапаев Н.К., Чошанов М.А. СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА). Образование и наука. 2017;(2):51-71. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-51-71

For citation:


Chapaev N.K., Choshanov M.A. THE STRATEGY FOR CREATION OF THE MODERN CONCEPT OF INTEGRATIVE-HOLISTIC EDUCATION (A CASE STUDY OF MINING SCHOOLS OF THE URALS). The Education and science journal. 2017;(2):51-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-51-71

Просмотров: 972


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)