Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-72-88

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современный этап развития образования в России, характеризующийся продолжающимися реформами и интенсивными инновационными процессами, требует сущностных изменений в управлении этой социальной сферой. Необходим не только пересмотр парадигмы управления, но и целый комплекс мер по повышению его эффективности и снижению излишней централизации.
Цель работы – изучение состояния и перспектив управления образованием в Российской Федерации.
Методология и методики исследования. Автор использовал методологию междисциплинарного и системного подходов к анализу рассматриваемого феномена, методы теоретического анализа, синтеза и обобщения.
Результаты. Выявлены негативные тенденции и противоречия в современном управлении образованием и образовательными системами, включая проблемы разграничения прав, компетенций и полномочий органов различных уровней управления. Состояние управленческой сферы образования рассмотрено в контексте общих проблем его модернизации и ключевых инновационных векторов развития общества. Произведен детальный разбор парадигмальных оснований управления; его системность и сбалансированность представлены с позиций полномочий субъектов управления и видового разнообразия реализуемых ими функций. Проанализированы системогенетические основания управления, его цикличность, соответствие принципам системного наследования; результативность, эквифинальность, эффективность управления в ее социальном, экономическом, педагогическом и организационном измерениях.
Научная новизна исследования заключается во вскрытии причин разрыва между должным и существующим управлением системой образования. Намечены перспективные направления совершенствования данной области.
Практическая значимость работы состоит в рекомендациях по воплощению предлагаемых идей, касающихся пересмотра сложившихся подходов к управлению образованием и образовательными системами.

Об авторе

В. П. Панасюк
Ленинградский областной институт развития образования
Россия

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической деятельности; ORCID ID 0000-0002-1643-7042

Санкт-Петербург (Россия)



Список литературы

1. Панасюк В. П., Ковальчук О. В. О политике качества общего образования // Стандарты и качество. 2014. № 7 (925). С. 76–79.

2. Fedorov V. A. & Tretyakova N. V. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (17). Р. 9803–9818. Available at: http://www.ijese.net/makale/1207.

3. Бурдье П., Пассрон Ж. К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. Москва: Просвещение, 2007. 267 с.

4. Субетто А. И. Системогенетика и теория циклов: в 2 кн. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.

5. Субетто А. И. Основы системологии образования: монография в 2 ч. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 251 с.

6. Григорьев С. И., Матвеев Н. А. Неклассическая социология образования XXI века. Барнаул, 2001. 212 с.

7. Лисицын С. А., Урсу И. С. Социологическое исследование образования: методология и методика / под общ. ред. И. С. Урсу. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2003. 256 с.

8. Собкин В. С., Адамчук Д. В. Социология образования: Единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 2. С. 49–56.

9. Богачек И. А. Философия управления: очерки профессионального управленца. С.-Петербург: Наука, 1999. 232 с.

10. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2012. 318 с.

11. Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). С.-Петербург: ИОВ РАО, 2002. Кн. 3. 228 с.

12. Ковальчук О. В. Теория и практика управления инновационными процессами в муниципальной системе образования: монография. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2013. 140 с.

13. Субетто А. И. Квалитология образования. С.-Петербург; Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.

14. Субетто А. И., Чернова Ю. К., Горшенина М. В. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов. Санкт-Петербург: Астерион, 2004. 278 с.

15. Литвиненко Э. В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: монография. Москва: Прометей, 2005, 252 с.

16. Akimova O. B, Ledyankina O. V., Fomin, E. P. Conceptual Basis of Educational Service Resource Support // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11. № (17). P. 9819–9827.

17. Брунер Дж. Культура образования. Москва: Просвещение, 2006. 223 с.

18. Dorozhkin E. M., Krotov Y. E., Tkacheva O. N., Kruchkov K. V., Korotaev I. S. Methods of Labor Economy Increasing in Educational Organization // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. V. 11. № (16). P. 8890–8899.


Для цитирования:


Панасюк В.П. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2017;(2):72-88. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-72-88

For citation:


Panasyuk V.P. EDUCATION AND EDUCATIONAL SYSTEM MANAGEMENT: STATUS, TRENDS, PROBLEMS AND PROSPECTS. The Education and science journal. 2017;(2):72-88. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-72-88

Просмотров: 510


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)