Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В. С. МЕРЛИНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

Аннотация

Статья посвящена анализу теории интегральной индивидуальности, разработанной видным деятелем отечественной психологической науки, основателем Пермской психологической школы В. С. Мерлином.
Цель публикации – выявить фундаментальные системные идеи в теории интегральной индивидуальности, обозначить ее актуальные направления и поставить очередные задачи ее дальнейшего развития.
Методология и методы исследования. Использовались проблемный анализ, систематизация основных положений разбираемой теории. Методологической базой изучения обсуждаемых проблем послужил системный подход и современные представления об интеграции.
Результаты. Показано, что системный подход открывает многоаспектное видение явления и позволяет рассматривать его в нескольких системах координат. Учение об интегральной индивидуальности представляет собой вариант целостного подхода к человеку с позиций принципов общей теории систем. В теории Мерлина реализованы, прежде всего, следующие фундаментальные идеи: о структурных уровнях, телеологической детерминации и полиморфизме. Теория интегральной индивидуальности трактует человека как большую систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно (полиморфно) связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных (полиморфных) и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности взгляда на человека в этой теории. Учение Мерлина имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Эту задачу можно решать, сосредоточившись на трех актуальных проблемах – многокачественности, общности и изомерии.
Научная новизна. Вскрыта сущность феномена интегральной индивидуальности. Описаны его главные атрибуты – системный вариант целостности, иерархия и полиморфизм. Обозначены актуальные проблемы и намечены очередные задачи дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности по линиям перехода от системного к полисистемному ее развитию, общности и изомерии.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны исследователям, занимающимся изучением целостных представлений о человеке, проводящим эмпирические исследования в русле теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина.

Об авторах

Б. А. Вяткин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института психологии

Пермь (Россия)



Л. Я. Дорфман
Пермский государственный институт культуры
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики

Пермь (Россия)



Список литературы

1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Москва: Институт психологии РАН, 1999.

2. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности. 2-е изд., перераб. и доп. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Модек, 2007.

3. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 3. С. 126–141.

4. Дорфман Л. Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 3. С. 106–121.

5. Климов Е. А. О труде и личности В. С. Мерлина (штрихи к характеристике) // Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. Москва; Воронеж: Институт практической психологии; Модэк, 1996. С. 7–19.

6. Dorfman L. Y. Volf Merlin’s theory of integral individuality // I. Lubek, R. van Hezewijk, G. Pheterson, Ch. Tolman (Eds.). Trends and Issues in Theoretical Psychology. New York: Springer publishing co., 1995. Р. 158–163.

7. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика, 1986.

8. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 3–14.

9. Тюхтин В. С. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. Москва: Наука, 1990.

10. Урманцев Ю. А. Общая теория систем // Система. Симметрия. Гармония / ред. В. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцев. Москва: Мысль, 1988.

11. Вернадский Н. И. О полиморфизме как общем свойстве материи: лекции // Ученые записки Московского университета. Отделение естественно-исторических наук. 1892. Вып. 9. С. 1–18.

12. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Психология стилей человека. Москва; Пермь: Книжный мир, 2013.

13. Вяткин Б. А. Полисистемное исследование индивидуальности человека. Москва: ПЕР СЭ, 2005.

14. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., Щукин М. Р. Психология интегральной индивидуальности: пермская школа. Москва: Смысл, 2011.

15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

16. Дорфман Л. Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции мета-индивидуального мира // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 1. С. 98–136.

17. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Новые горизонты теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании / науч. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016а. С. 11–17.

18. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Принцип полиморфизма в теории интегральной индивидуальности: современные представления и перспективы его развития // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании / науч. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2016б. С. 109–113.

19. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. Москва: Смысл, 1997.

20. Дорфман Л. Я., Лядов В. Н. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2015. Т. 8. № 1. С. 17–28.


Рецензия

Для цитирования:


Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В. С. МЕРЛИНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Образование и наука. 2017;(2):145-160. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

For citation:


Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. THEORY OF INTEGRAL INDIVIDUALITY BY V. S. MERLIN: HISTORY AND NOWADAYS. The Education and science journal. 2017;(2):145-160. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

Просмотров: 6658


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)