Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-180-194

Полный текст:

Аннотация

Цель работы, описанной в статье, – поиск новых интенсивных методов обучения, обеспечивающих формирование у студентов-экологов готовности к проведению экологического аудита и обеспечению безопасной среды жизнедеятельности.
Методы и методики. Основой предлагаемого авторами метода стали практико-ориентированный и компетентностный подходы к подготовке будущих инженеров-экологов. Диагностика сформированности готовности у обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности проводилась с использованием комплекса психолого-педагогических показателей, которые устанавливались в ходе анкетирования, опроса и тестирования. Данные обрабатывались методами описательной статистики и корреляционного анализа с применением пакета статистических программ SPSS 17.
Результаты. Представлен опыт преподавателей – тренеров Уральского федерального университета, участвующих в реализации инновационного проекта «Российский студенческий социально-экологический семинар (РСЭС)». С опорой на разработанные в вузе концепции экологического образования, безопасной жизнедеятельности и обучения в полипрофессиональной команде была составлена программа, обеспечивающая развитие у будущих инженеров-экологов умений проведения экологического аудита. Программа включает цикл практических занятий, на которых в интерактивной игровой форме происходит групповое интенсивное обучение, в ходе которого у студентов повышается ценностное отношение к экологической безопасности, приобретаются знания о технологических методах аудита, совершенствуются коммуникативные навыки. Раскрыта роль практики в профессиональном становлении будущих инженеров-экологов; описана совокупность психолого-педагогических условий перехода от преимущественно информационного обучения к обучению, стимулирующему самостоятельность принимаемых решений для преобразования социокультурного и профессионального опыта в личностные качества.
Научная новизна работы заключается в дальнейшем развитии концепции полипрофессионального подхода к организации подготовки в вузах. Подтверждается высокая психолого-педагогическая эффективность и целесообразность данного подхода: за счет обучения в полипрофессиональной команде студенты получают возможность овладеть большим количеством компетенций в болеe короткие сроки.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны организаторам экологических семинаров и тренингов, а также разработчикам образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности.

Об авторах

М. Н. Струкова
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат экономических наук, доцент кафедры социальной безопасности Физико-технологического института;

Екатеринбург (Россия)



Э. В. Патраков
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной безопасности Физико-технологического института; SCOPUS: Autor ID: 55948530300, ResearcherID: M-9430–2015 URL: http://www.researcherid.com/rid/M-9430–2015;

Екатеринбург (Россия)



Л. В. Струкова
Уральский федеральный университет
Россия

кандидат технических наук, доцент кафедры химической технологии топлива и промышленной экологии Химико-технологического института

Екатеринбург (Россия)



Список литературы

1. Сикорская Г. П., Комов С. В. Экологическое образование. Уральский вариант: краткая история, методологические основания и практика. Екатеринбург: Уральский университет, 2007. 202 с.

2. Sikorskaya G. P., Akimova O. B., Dorozhkin E. M. & Yakhneeva I. V. Noospheric Pedagogy: The Expansion of the Humanitarian Space of Vocational and Pedagogical Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6963–6975.

3. Харлампович Г. Д. Экологическая психология: пособие для обучающихся. Екатеринбург: Терминал Плюс, 1995. 112 с.

4. Картавых М. А. Профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: дидактические условия реализации программы // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2010. № 12. С. 27–31.

5. Чуйкова Л. Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры // Гуманитарные исследования. 2012. № 2 (42). С. 342–51.

6. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н. С. Касимова. Москва: МГУ, 2007. 117 с.

7. Андреева Н. Д., Соломин В. П. Логико-методологический анализ сущности экологического образования в педагогическом вузе // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования. Н. Новгород; С.-Петербург: НГЦ, 2002. С. 6–21.

8. Бабина Ю. В. Планирование в системах экологического менеджмента: цели, задачи и программы // Экология производства. 2008. № 5. С. 29–36.

9. Бегак М. В., Гусева Т. В. Гармонизация экологических стандартов // Россия в окружающем мире: 2009: аналитический ежегодник / под общ. ред. H. H. Марфенина, С. А. Степанова. Москва: МНЭПУ, 2009. С. 91–125.

10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А., Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. 480 с.

11. Израэль Ю. А. Экологически устойчивое развитие // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. № 6. С. 82–83.

12. Картавых М. А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2. С. 32–35.

13. Патраков Э. В. Философские основы применения игры в практике психологической помощи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 301–303 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=27192538

14. Каменева Н. А. Перспективы развития российской системы высшего образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 2. С. 5–8.

15. Соболев В. Ю., Киселева О. В. Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 70–74

16. Павлов Б. С., Патраков Э. В., Разикова Н. И. Эколого-валеологическое самочувствие населения на уральских территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению // Дискуссия. 2014. № 11 (52). С. 125–135 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=22792175 (дата обращения 12.04.2016 г.)

17. Струкова М. Н., Струкова Л. В. Экологический менеджмент и аудит. Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 80 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=26619168 (дата обращения 01.10.2016)

18. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N., Shuravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2814–2840.

19. Zeer E. F., Yugova E. A., Karpova N. P., Trubetskaya O. V. Psychological Predictors of Human Hardiness Formation // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 7035–7044.

20. Dorozhkin E. M., Leontyeva T. V., Scherbina Y. Y., Shchetynina A. V. & Pecherskaya E. P. Teacher’s Labour as a Tool of Forming Human Capital of Higher School Graduates // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). № 2773–2787.


Рецензия

Для цитирования:


Струкова М.Н., Патраков Э.В., Струкова Л.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА). Образование и наука. 2017;(2):180-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-180-194

For citation:


Strukova M.N., Patrakov E.V., Strukova L.V. STUDENTS TRAINING TO CONDUCT ENVIRONMENTAL AUDITS (THROUGH THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN STUDENT ENVIRONMENTAL SEMINAR). The Education and science journal. 2017;(2):180-194. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-180-194

Просмотров: 754


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)