Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-180-194

Texto completo:

Resumen

Цель работы, описанной в статье, – поиск новых интенсивных методов обучения, обеспечивающих формирование у студентов-экологов готовности к проведению экологического аудита и обеспечению безопасной среды жизнедеятельности.
Методы и методики. Основой предлагаемого авторами метода стали практико-ориентированный и компетентностный подходы к подготовке будущих инженеров-экологов. Диагностика сформированности готовности у обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности проводилась с использованием комплекса психолого-педагогических показателей, которые устанавливались в ходе анкетирования, опроса и тестирования. Данные обрабатывались методами описательной статистики и корреляционного анализа с применением пакета статистических программ SPSS 17.
Результаты. Представлен опыт преподавателей – тренеров Уральского федерального университета, участвующих в реализации инновационного проекта «Российский студенческий социально-экологический семинар (РСЭС)». С опорой на разработанные в вузе концепции экологического образования, безопасной жизнедеятельности и обучения в полипрофессиональной команде была составлена программа, обеспечивающая развитие у будущих инженеров-экологов умений проведения экологического аудита. Программа включает цикл практических занятий, на которых в интерактивной игровой форме происходит групповое интенсивное обучение, в ходе которого у студентов повышается ценностное отношение к экологической безопасности, приобретаются знания о технологических методах аудита, совершенствуются коммуникативные навыки. Раскрыта роль практики в профессиональном становлении будущих инженеров-экологов; описана совокупность психолого-педагогических условий перехода от преимущественно информационного обучения к обучению, стимулирующему самостоятельность принимаемых решений для преобразования социокультурного и профессионального опыта в личностные качества.
Научная новизна работы заключается в дальнейшем развитии концепции полипрофессионального подхода к организации подготовки в вузах. Подтверждается высокая психолого-педагогическая эффективность и целесообразность данного подхода: за счет обучения в полипрофессиональной команде студенты получают возможность овладеть большим количеством компетенций в болеe короткие сроки.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны организаторам экологических семинаров и тренингов, а также разработчикам образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности.

De los autores

М. Струкова
Уральский федеральный университет
Russian Federation


Э. Патраков
Уральский федеральный университет
Russian Federation


Л. Струкова
Уральский федеральный университет
Russian Federation


Referencias

1. Сикорская Г. П., Комов С. В. Экологическое образование. Уральский вариант: краткая история, методологические основания и практика. Екатеринбург: Уральский университет, 2007. 202 с.

2. Sikorskaya G. P., Akimova O. B., Dorozhkin E. M. & Yakhneeva I. V. Noospheric Pedagogy: The Expansion of the Humanitarian Space of Vocational and Pedagogical Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6963–6975.

3. Харлампович Г. Д. Экологическая психология: пособие для обучающихся. Екатеринбург: Терминал Плюс, 1995. 112 с.

4. Картавых М. А. Профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: дидактические условия реализации программы // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2010. № 12. С. 27–31.

5. Чуйкова Л. Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры // Гуманитарные исследования. 2012. № 2 (42). С. 342–51.

6. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н. С. Касимова. Москва: МГУ, 2007. 117 с.

7. Андреева Н. Д., Соломин В. П. Логико-методологический анализ сущности экологического образования в педагогическом вузе // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования. Н. Новгород; С.-Петербург: НГЦ, 2002. С. 6–21.

8. Бабина Ю. В. Планирование в системах экологического менеджмента: цели, задачи и программы // Экология производства. 2008. № 5. С. 29–36.

9. Бегак М. В., Гусева Т. В. Гармонизация экологических стандартов // Россия в окружающем мире: 2009: аналитический ежегодник / под общ. ред. H. H. Марфенина, С. А. Степанова. Москва: МНЭПУ, 2009. С. 91–125.

10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А., Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. 480 с.

11. Израэль Ю. А. Экологически устойчивое развитие // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. № 6. С. 82–83.

12. Картавых М. А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2. С. 32–35.

13. Патраков Э. В. Философские основы применения игры в практике психологической помощи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 301–303 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=27192538

14. Каменева Н. А. Перспективы развития российской системы высшего образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 2. С. 5–8.

15. Соболев В. Ю., Киселева О. В. Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 70–74

16. Павлов Б. С., Патраков Э. В., Разикова Н. И. Эколого-валеологическое самочувствие населения на уральских территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению // Дискуссия. 2014. № 11 (52). С. 125–135 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=22792175 (дата обращения 12.04.2016 г.)

17. Струкова М. Н., Струкова Л. В. Экологический менеджмент и аудит. Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 80 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=26619168 (дата обращения 01.10.2016)

18. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N., Shuravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2814–2840.

19. Zeer E. F., Yugova E. A., Karpova N. P., Trubetskaya O. V. Psychological Predictors of Human Hardiness Formation // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 7035–7044.

20. Dorozhkin E. M., Leontyeva T. V., Scherbina Y. Y., Shchetynina A. V. & Pecherskaya E. P. Teacher’s Labour as a Tool of Forming Human Capital of Higher School Graduates // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). № 2773–2787.


Recensión

Para cita:


Strukova M.N., Patrakov E.V., Strukova L.V. STUDENTS TRAINING TO CONDUCT ENVIRONMENTAL AUDITS (THROUGH THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN STUDENT ENVIRONMENTAL SEMINAR). The Education and science journal. 2017;(2):180-194. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-180-194

Número de consultas: 916


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)