Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЦЕНКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-9-26

Полный текст:

Аннотация

Введение. Готовность самостоятельно организовывать и осу- ществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя. Обязательное наличие исследовательской компетентности у выпускников педагогических специальностей вузов декларируется в федеральных государственных образовательных стандартах высшей школы.

Цель статьи – привлечь внимание к актуализировавшейся проблеме развития исследовательских способностей будущих специалистов педагогического профиля и необходимости усиления их методологической подготовки.

Методология и методики. Исходя из понимания качества образования как совокупности его наиболее существенных характеристик (свойств, по А. И. Субетто) определены критерии оценки качества подготовки бакалавров и магистрантов к совмещению в своей будущей профессиональной деятельности ее предметного и исследовательского компонентов. На основе систематизации, анализа и интерпретации материалов анкетного опроса профессорско-преподавательского состава университета, индивидуальных бесед и включенных наблюдений выявлены представления преподавателей о степени собственного вклада в творческое развитие учащихся и о качестве подготовки студентов к самостоятельному проведению исследований.

Результаты. Получена информация об организации, содержании и технологиях подготовки будущих педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности, созданных для этого условиях и достигнутых результатах. Установлен ряд положительных достижений в данном направлении, касающихся прежде всего материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса. Вскрыты также явные упущения в программно-методическом обеспечении образования, далеко не полное использование исследовательского потенциала профессионально ориентированых учебных дисциплин и педагогической практики для приобретения учащимися исследовательского опыта.

Научная новизна. Дана авторская оценка позиции части преподавателей относительно практической реализации базовой целевой ориентации отечественного высшего образования. Констатируется недостаточная методологическая подготовленность значительной части преподавателей университета к научному руководству исследовательской деятельностью бакалавров и магистрантов.

Практическая значимость. Выделенные критерии оценки качества подготовки к исследовательской работе являются базой для разработки критериально-оценочного инструментария уровня сформированности учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений и навыков. Предложены меры, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать повышению исследовательской компетентности будущих специалистов и совершенствованию управления образовательным процессом в целом.

Об авторах

Т. А. Строкова
Тюменский государственный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований,

Тюмень



Л. М. Волосникова
Тюменский государственный университет
Россия

кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики,

Тюмень 



Список литературы

1. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. 186 с.

2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. Москва: Академия, 2010. 176 с.

3. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Чувашский университет, 2001. 244 с.

4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1986. 150 с.

5. Весманов С. В., Весманов Д. С., Жадько Н. В., Акопян Г. А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского государственного педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 160–166.

6. Лекомцева Е. Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3. С. 92–96.

7. Ракитина О. В. Психолого-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2011. 212 с.

8. Савенков А. И., Львова А. С., Вачкова С. Н., Любченко О. А., Никитина Э. К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 197–206.

9. Davydova N. N., Dorozhkin Е. М., Fedorov V. A. Innovative process development in the framework of scientific educational network: management model // Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universitetu. 2016. № 5. Р. 157–163.

10. Dorozhkin E. M., Leontyeva T. V., Scherbina Y. Y., Shchetynina A. V. & Pecherskaya E. P. Teacher’s Labour as a Tool of Forming Human Capital of Higher School Graduates // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). Р. 2773–2787.

11. Баймухамбетова Б. Ш. Готовность к исследовательской деятельности как феномен психического развития личности магистранта // Среднее профессиональное образование. 2010. № 2. С. 68–70.

12. Кузнецова И. Е. Проблема формирования навыков научно-исследовательской деятельности студентов вузов // Вестник Югорского университета. 2006. № 5. С. 74–78.

13. Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 2. С. 100–104.

14. Ставринова Н. Н. Формирование и оценка готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Омский научный вестник. 2009. № 5 (81). С. 138–142.

15. Шкерина Т. А. Критерии и уровни сформированности исследовательской компетенции бакалавров – будущих педагогов-психологов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. Вып 1. С. 122–126.

16. Зимняя И. А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО: для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 40 с.

17. Строкова Т. А. Критериально-диагностический инструментарий мониторинга качества подготовки будущих педагогов к практико-ориентированной исследовательской деятельности // Образование и наука. 2016. № 3. С. 29–43. DOI:10.17853/1994-5639-2016-3-29-43.

18. Субетто А. И. Квалитология образования. С.-Петербург; Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 220 с.

19. Строкова Т. А. Качество вузовской подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности: программа мониторинга. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. 65 с.

20. Строкова Т. А., Ефимова Г. З., Волосникова Л. М. Качество исследовательской компетентности будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. Вып. 53, ч. 5. С. 215–223.

21. Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ. Москва: ЦСПиМ, 2014. 153 с.


Для цитирования:


Строкова Т.А., Волосникова Л.М. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОЦЕНКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА. Образование и наука. 2017;(3):9-26. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-9-26

For citation:


Strokova T.A., Volosnikova L.M. QUALITY OF PRE-SERVICE TEACHERS’ TRAINING FOR RESEARCH WORK IN THE FIELD OF UNIVERSITY LECTURERS EVALUATION. The Education and science journal. 2017;(3):9-26. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-9-26

Просмотров: 412


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)