Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93

Полный текст:

Аннотация

Введение. Непрерывное образование, или «образование через всю жизнь», которого требуют от человека современные реалии информационного, быстро меняющегося общества, осуществляется по индивидуальной для каждого человека траектории развития. Сопровождение такого образовательного процесса нуждается в эффективном инструментарии. Актуальность его разработки обусловила исследование, изложенное в публикации.

Цель статьи – продемонстрировать возможности средств навигации при реализации индивидуальных маршрутов обучения, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и учитывающего цели и интересы каждой отдельно взятой личности.

Методология и методики. Ведущим методологическим основанием исследования явился личностно ориентированный подход к реализации индивидуальной образовательной траектории. В ходе работы использовался логико-педагогический анализ продвижения учащихся по данной траектории.

Результаты и научная новизна. Выявлена взаимосвязь понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Предложена концептуальная модель сопровождения индивидуальной образовательной траектории как совокупность ориентиров освоения необходимых специалисту компетенций. Дидактическими средствами в модели выступают навигаторы учебного процесса и кейсы оценки индивидуальных образовательных достижений. Показано, как применение составляющих модели позволяет более эффективно организовать профориентационные мероприятия, осуществлять входной контроль знаний до начала обучения, контрольные мероприятия в период профессиональной подготовки, соотносить индивидуальную траекторию обучения со стандартом, иметь путеводитель при изучении дисциплин различных циклов, при прохождении учебной и производственной практик, защите выпускной квалификационной работы и проводить учащемуся самооценивание приобретенных компетенций.

Практическая значимость. Материалы статьи будут полезны научным и практическим работникам всех уровней образования, а также людям, занимающимся самообразованием. 

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования,

Екатеринбург



Е. Ю. Журлова
Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства
Россия

преподаватель высшей квалификационной категории,

Екатеринбург



Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82.

2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Педагогика, 1996. 98 с.

3. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 88–98.

4. Гаязов А. С. Индивидуальные образовательные траектории и индивидуальный образовательный маршрут [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://tec1.ru/2015/09/09/iotiom/ (дата обращения: 25.07.2016).

5. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. Москва: Наука, 2006. 221 с.

6. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

7. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford. 1983.

8. Potocnik J. European Technology Platforms: Making the Move to Implementation // Seminar with Industrial Leaders of European Technology Platforms (ETPs). Brussels. 16 December 2005. Available at: http://cordis. europa.eu/technology-platforms/seminar4_en. html.

9. Kochar Frances K., Kunkel Richard С. The Learning Coalition: Professional, Development, School in Partnership. Alabama: Auburn University, 1997.

10. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва. 2013. С. 248–256.

11. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Т. 11, № 7. С. 2639–2650.

12. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории [Электрон. ресурс] // Науковедение, ноябрь–декабрь 2013. Вып. 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf (дата обращения 25.07.2016).

13. Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. twirpx. com/file/593185.

14. Леднев В. С. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: научно-методические рекомендации. 3-е изд. Москва: Эгвес, 2006. 88 с.

15. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус,1980. 334 с.

16. Кендэл М. Ранговые корреляции. Зарубежные статистические исследования: перевод с английского / науч. ред. Е. М. Четыркина, Р. М. Энтова. Москва: Статистика, 1975. 216 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. НАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ. Образование и наука. 2017;(3):77-93. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93

For citation:


Zeer E.F., Zhurlova E.Yu. NAVIGATION AIDS AS TOOLS TO SUPPORT THE DEVELOPMENT OF COMPETENCES IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY. The Education and science journal. 2017;(3):77-93. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93

Просмотров: 1050


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)