УСКОРЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-141-155

Полный текст:


Аннотация

Введение. Публикация посвящена проблеме формирования в обучающей среде системы ценностных отношений к миру и окружающим людям у детей в возрасте 4,5–6 лет. Описаны результаты эксперимента, проводимого авторами в различных образовательных учреждениях Болгарии.

Цель статьи – представить разработку и итоги апробации модели социального взаимодействия, основанную на современных знаниях о развитии детей старшего дошкольного возраста и об особенностях эволюционирования познавательных психологических процессов в этом возрастном периоде.

Методология и методы. Методологической основой исследования выступили теории и классификации ценностей М. Рокича, К. Грейвса, Р. Ингл- харта (ценности выживания и самовыражения) и Г. Хофстеде (желаемые и желательные ценности). В экспериментальной части работы применялись деятельностный подход, принципы детерминизма (работы С. Л. Рубинштейна, А. К. Брушлинского) и интериоризации (труды Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева), а также системный подход (исследования Б. Ф. Ломова, Б. Н. Рыжова). Психологические новообразования у воспитанников детских садов выявлялись на основе диагностического теста, предложенного П. В. Степановым, Д. В. Григорьевым и И. В. Степановым.

Результаты. Установлено, что формирование системы жизненных ценностей в раннем детском возрасте происходит под влиянием развивающихся познавательных процессов. Специальным образом организованная социальная, культурная, обучающая среда, расширяющая понимание ребенка об окружающем мире, может ускорить это формирование. Помощь ребенку в нахождении «смысла» и осознании ценностей человеческих отношений способствует трансформации знания в поведение, возникновению форм «саморегуляции» поведенческих реакций.

Научная новизна. Предложена модель активизации развития системы ценностей у воспитанников детских садов. Данная модель является инновационным методом педагогического взаимодействия взрослого (воспитателя, психолога) и ребенка и детей между собой и может служить «практическим инструментом» для учителя. В рамках модели сконструированы четыре алгоритма развития познавательных (включая размышление), эмоциональных и волевых процессов у дошкольников 4–6 лет.

Практическая значимость. Экспериментальные данные, полученные в ходе апробации авторской модели, показали ее эффективность. Описанный метод воспитания и обучения особенно продуктивен в мультикультурных и разнородных социальных группах.


Об авторах

А. И. Мантарова
Института по изучению обществ и знаний Болгарской академии наук
Болгария

доктор социологических наук, профессор,

София



И. А. Ангелова
Центра творческого обучения Болгарской академии наук
Болгария

педагог-исследователь, координатор «Карьерного центра обучения»,

София



Список литературы

1. Инглехарт Р. 1992. Демокрацията в глобална перспектива. Социологически проблеми. № 4. С. 23–38. (In Bulgarian)

2. Крейпо Р. Х. Културна антропология: как да разбираме себе си и другите. София: Център за изследване на демокрацията; Лик, 2000. (In Bulgarian)

3. Graves C. Levels of Existence: An Open System Theory of Values. Journal of Humanistic Psychology. October, 1970. Vol. 10. № 2. Р. 131–155.

4. Inglehart R. Cultural shift in advanced industrial societies. Princeton; New York: Princeton University Press, 1990.

5. Inglehart R. Modernization and postmodernization: Cultural, economic, and political change in 43 societies. Princeton; New York: Princeton University Press, 1997.

6. Inglehart R. Culture and democracy. In: L. E. Harrison & S. P. Huntington (Eds.). Culture matters: How values shape human progress. New York: Basic Books, 2000. Р. 80–97.

7. Inglehart R. & Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American Sociological Review. 2000. № 65. Р. 19–51.

8. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification. In: T. Parsons & E. A. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. Р. 388–433.

9. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

10. Rokeach M. Introduction. In: M. Rokeach (Ed.). Understanding human values: Individual and societal. New York: Free Press, 1979. Р. 1–11.

11. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In: M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology. Vol. 25. New York: Academic Press, 1992. Р. 1–65.

12. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues. 1994. № 50. Р. 19–45.

13. Schwartz S. H. Basic human values: Their content and structure across countries. In: A. Tamayo & J. B. Porto (Eds.). Valores e Comportamento nas Organizacoes. [Values and behavior in organizations]. Petropolis, Brazil: Vozes, 2005. Р. 21–55.

14. Schwartz S. H. Basic human values: Theory, methods, and applications. Revue Française de Sociologie. 2006. № 47. Р. 249–288.

15. Stepanov P. V., Grigoriev D. V., Stepanova I. V. Klassnomu rukovoditelju o diagno-stike processa vospitanija v klasse. [To the class teacher about diagnostics of process of education in a class]. Moscow, 2006. (In Russian)

16. Генов Н. Източна Европа в глобалните процеси. Paris: UNESCO – MOST, 2000. (In Bulgarian)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мантарова А.И., Ангелова И.А. УСКОРЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Образование и наука. 2017;(3):141-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-141-155

For citation: Mantarova A.I., Angelova I.A. ACCELERATING THE FORMATION OF CHILDREN’S VALUES IN A LEARNING ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2017;(3):141-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-141-155

Просмотров: 176

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)