ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-156-170
Аннотация
Публикация посвящена проблеме использования этнопедагогических технологий в физическом воспитании школьников.
Цель статьи – описать новый подход к организации физического воспитания школьников, учитывающий региональную специфику физического развития детей и подростков, природно-климатические условия мест их проживания и национальные особенности учащихся.
Методология и методики исследования. Основным методом исследования, представленного в статье, стал педагогический эксперимент, в начале и в конце которого по общепринятой методике, с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета, проводились соматометрические и функциональные измерения физических параметров школьников, рассчитывались индексы, характеризующие их физическое развитие: индекс Пинье, определяющий пропорциональность развития и крепость телосложения; жизненный и силовой индексы. Эффективность этнопедагогических технологий, включенных в программу физического воспитания, выявлялась с помощью количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных. Достоверность различий между показателями в экспериментальной и контрольной группах испытуемых определялась непараметрическими методами с использованием критерия Манна – Уитни.
Результаты и научная новизна. Обосновано включение элементов бурятских национальных видов спорта в программу вариативных школьных уроков физической культуры в школах Прибайкалья. Разработана программа школьного курса физического воспитания, базирующаяся на применении этнопедагогических технологий. Получены положительные результаты физического развития школьников при использовании авторской методики.
Практическая значимость. Предложенная инновационная программа расширяет учебный материал по физической культуре в школе и может быть использована в других образовательных учреждениях региона и страны в целом.
Об авторе
М. М. КолокольцевРоссия
доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры физической культуры,
Иркутск
Список литературы
1. Лубышева Л. И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 36–41.
2. Шушунов В. С. Характеристика двигательной активности учащихся среднего школьного возраста Республики Калмыкия // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 1 (35). С. 100–102.
3. Лубышева Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 5–11.
4. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Abramov D. V. & Kalimulin D. M. Educational Institution Health Service Management: Key Aspects of Communication and Interaction Within the Team // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2841–2857.
5. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Dorozhkin E. M., Komarova M. K., Sukhanova E. I. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8281–8292.
6. Колокольцев М. М., Лебединский В. Ю., Изатулин В. Г. Заболеваемость студентов технического вуза по результатам углубленного медицинского осмотра // Сибирский медицинский журнал. 2016. № 3. С. 65–69.
7. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения [Электрон. ресурс] // Вестник Росздравнадзора. 2013. № 5. С. 17–24. Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/sostoyaniezdorovya-detey-v-sovremennoy-rossii-i-puti-ego-uluchsheniya.pdf (дата обращения 02.02.2017).
8. Леонов С. А., Цыбульская И. С., Низамова Э. Р. Анализ заболеваемости детей России за период 2009–2013 гг. [Электрон. ресурс] // Менеджер здравоохранения. 2014. № 10. С. 19–32. Режим доступа: http://www. idmz.ru/idmz_site. nsf/pages/mz2014_10. htm (дата обращения 02.02.2017).
9. Шапарь А. В., Перетятько В. В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. 2005. № 4. С. 28.
10. Вотякова Т. В. Русская лапта в контексте олимпийского образования и здорового образа жизни // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе: материалы III студенческой заочной Международной научной конференции: в 2 томах. Иркутск: НИ ИрГТУ. 2014. Т. 1. С. 33–37.
11. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Quality management of educational institutions in protecting students’ health: conceptual and structural-functional innovations // Scientific Bulletin of National Mining University. 2015. № 6 (150). Р. 134–143.
12. Колокольцев М. М., Дрюков-Филатов Д. Г. Прикладная направленность физического воспитания подростков в школе-интернате с углубленным изучением музыки // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 38–41.
13. Aelterman N., Vansteenkiste M., Van Keer H., Van denBerghe L., De Meyer J., Haerens L. Students’ Objectively Measured Physical Activity Levels and Engagement as a Function of Between-Class and Between-Student Differences in Motivation Toward Physical Education // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2012. Vol. 34 (4). P. 457–480.
14. How Y. M., Whipp P. R., Dimmock J. A., Jackson B. The Effects of Choice on Autonomous Motivation, Perceived Autonomy Support, and Physical Activity Levels in High School Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2013. Vol. 32 (2). Р. 131–148.
15. Koka A. The effect of teacher and peers need support on students’ motivation in physical education and its relationship to leisure time physical activity // ActaKinesiologiae/ Universitatis Tartuеnsis, 2013. Vol. 19. Р. 48–62.
16. Готовцев И. И. Прогрессивные традиции якутского народа в физическом воспитании подрастающего поколения // Воспитательно-образовательное пространство «национальный язык – национальная культура в многонациональной школе»: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Чебоксары: КЛИО, 2002. С. 60–71.
17. Борохин М. И. Эффективность применения народных видов физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 31 (69). С. 351–354.
18. Hittleman R. L. Be young with yoga W. N.: paper back library Inc. 1967. 283 p.
19. Yugang Li, Lianwen Zhao, Li Wang, Haozhe Ma. Biodynamic features syuantszy chzhuanti // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2011. Vol. 7. P. 57–59.
20. Saenko V. G., Palatov M. А., Density J. Li. Оf interrelation of parameters of coordination abilities and flexibility in wushu athletes of high qualification // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2009. Vol. 9. Р. 118–120.
21. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Москва: Советский спорт, 2006. 208 с.
22. Назарова М. Г. Общая теория статистики: учебник. Москва: Омега-Л., 2010. 410 с.
23. Матвеев А. П. Физическая культура: 5–11-е классы: программы общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2008. 148 с.
24. Мендот Э. Э. Народные подвижные игры для детей 5–6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждениях // Вестник Бурятского государственного университета: Физическая культура и спорт. 2008. Вып. 13. С. 115–118.
Рецензия
Для цитирования:
Колокольцев М.М. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. Образование и наука. 2017;(3):156-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-156-170
For citation:
Kolokoltsev M.M. ETHNOPEDAGOGICAL COMPONENT OF PHYSICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN. The Education and science journal. 2017;(3):156-170. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-156-170