ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА В СВЕТСКИХ И ЦЕРКОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX В.
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-171-184
Аннотация
Введение. Возрастающий уровень технизации жизни и одновременно противостоящее этой технизации повышение интереса к искусству актуализируют проблему преподавания в современной России предме- тов, связанных с освоением наследия, оставленного мастерами прошлых эпох, и произведениями современных авторов. Для этого необходимы как новые формы и методы преподавания, так и осмысление существовавших ранее способов ведения учебного процесса.
Целью изложенного в публикации исследования стало выявление специфики учебных искусствоведческих дисциплин, в частности форм и стадий перехода от разрозненных элементов эстетики («познания изящного») к все более целостным, насыщенным изобразительным и фактическим материалом программам, а также особенностей преподавания этих предметов.
Методы исследования – ретроспективный анализ архивных материалов, документов и других источников, касающихся заявленной темы; обобщение и проекция опыта прошлого на современные реалии.
Результаты и научная новизна. Проблемы изучения искусствоведческих предметов рассмотрены на самой ранней стадии их преподавания – в XIX – начале XX в. Описаны учебные процессы в различных учебных заведениях, как светских (Академии художеств и университетах), так и церковных (духовных академиях и семинариях). Проанализированы материалы первых съездов зодчих и художников, программы художественно-педагогических кружков начала прошлого столетия и содержание работ отдельных исследователей. Показаны принципиальные изменения в отношении к использованию дополнительного иллюстративного материала. Отмечены неоднократно выраженные публичные требования о приобщении учащихся к искусству в добровольной факультативной форме.
Отражена постепенно складывающаяся ориентация учебного процесса на преподавание истории искусства. Представлен и разобран малоизученный процесс освоения произведений искусства в рамках предмета «церковная археология» в духовных академиях и семинариях. Выявлено наличие интереса к художественной стороне памятников церковного искусства в духовных учебных заведениях и его ранее отрицавшееся последовательное развитие. Практическая значимость. Сформулировано противоречие между возрастающим объемом преподавания истории искусства, ее неоднозначностью, многоплановостью, с одной стороны, и возможностями восприятия столь сложного материала учащимися – с другой. Поставлен вопрос о необходимости разрешения этого противоречия, унаследованного современными программами от существовавших ранее методов преподавания, которые до сих пор используются в специализированных и неспециальных учебных заведениях.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. КопировскийРоссия
кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин,
Москва
Список литературы
1. Алексеева Л. Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки // Педагогика искусства. 2015. № 1. С. 1–5.
2. Бычков В. В. Эстетика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, Гардарики, 2006. 573 с.
3. Мариупольская Т. Г. К вопросу о взаимосвязи традиций и новаторства в педагогике искусства [Электрон. ресурс] // Педагогика искусства. 2015. № 4. С. 6–9. Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mariupolskaya_6–9.pdf.
4. Лазарев В. Н. Византийская живопись. Москва: Наука, 1971. 419 с.
5. История художественного образования в России – проблемы культуры XX века. Москва: РАО, 2003. 412 с.
6. Ле-ман Л. Искусство в семье и школе // Художественно-педагогический журнал. 1910. № 6. С. 2–4.
7. Зухер Франц. К вопросу о художественном воспитании в учительских институтах // Художественно-педагогический журнал. 1912. № 2. С. 17–19; № 3. С. 33–36.
8. История художественного образования в России XX века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Москва: Педагогика, 2002. Т. 1. 473 с.
9. Беляев Л. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение: учебное пособие для вузов. Москва: Открытое общество, 1998. 574 с.
10. Кутковой В. С. О постановлениях Святейшего Правительствующего Синода по вопросам изобразительного искусства [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/kutkovoy12/.
11. Фомина Н. Уроки прошлого – будущему. Художественное просвещение в России (1909–1912 гг.) [Электрон. ресурс] // Искусство в школе. 1992. № 3–4. С. 28–32. Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alexeeva.pdf.
12. Алексеев А. Н. Николай Васильевич Покровский – доктор церковной истории // Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Санкт-Петербург: Лига-плюс, 1999. С. 3–10.
13. Голубинский Е. Е. История русской церкви. Москва: Крутицкое патриаршее подворье, 1997. Т. 1. 926 с.
14. Копировский А. М. Особенности изучения и преподавания церковного искусства в Западной Европе и России в XIX–XX вв. // Свет Христов просвещает всех: альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2014. Вып. 10. С. 105–116.
Рецензия
Для цитирования:
Копировский А.М. ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА В СВЕТСКИХ И ЦЕРКОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX В. Образование и наука. 2017;(3):171-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-171-184
For citation:
Kopirovsky A.M. THEORY AND HISTORY OF ART TUITION AT SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION INSTITUTIONS IN THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES. The Education and science journal. 2017;(3):171-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-171-184