Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАСТАВНИЧЕСТВО СВЕРСТНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-185-203

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проблемы стимулирования познавательной деятельности и формирования учебной мотивации студентов актуальны для сферы профессионального образования как в России, так и в других странах. Одним из способов решения данных проблем, активно внедряемых в образовательный процесс за рубежом, является наставничество сверстников, положительно зарекомендовавшее себя в университетах США и Европы. Оно представляет собой разновидность интерактивного обучения, основу которого составляют модели взаимодействий студентов в парах или малых группах с распределением ролей «наставник» – «подопечный».

Целью изложенного в статье исследования стал поиск методов оптимизации изучения иностранных языков в высшем учебном заведении студентами нелингвистических специальностей.

Методология и методика исследования. В работе применялись методы анализа и обобщения прогрессивного педагогического опыта, а также экспериментальные методы и наблюдение.

Результаты и научная новизна. На основе изученных моделей наставничества сверстников, эффективно применяющихся в образовательных учреждениях разных стран, разработан и апробирован в естественной учебной среде авторский вариант обучения чтению и переводу иноязычных текстов. В предлагаемых моделях наставничества учтены реалии подготовки в российских вузах, где в отличие от зарубежных университетов нет специальных центров наставничества с отдельным штатом преподавателей и психологов. Обозначены преимущества наставничества сверстников перед традиционными формами обучения и групповой формой работы, когда студенты совместно решают задачу, но их роли четко не распределены. Предпринятый эксперимент продолжительностью в два года показал, что достоинства наставничества в обучении иностранному языку заключаются в следующем: во-первых, такой формат занятий позволяет избежать затратного по времени монотонного чтения и перевода текста по цепочке, отбивающего интерес к дисциплине; во-вторых, обмениваясь мнениями, студенты учатся друг у друга и приобретают навыки оценивания своей и чужой работы; в-третьих, взаимодействуя в паре или малой группе, учащиеся активнее, чем в ходе самостоятельной работы или работы, организованной преподавателем, реагируют на возникающие учебные ситуации; наконец, такое обучение в значительной мере реша- ет проблему нехватки учебных часов на преподавание предмета «Иностранный язык», так как студентам удается справиться с намного большим объемом учебного материала в сравнении с тем, что они успевают сделать при традиционной организации учебного процесса.

Практическая значимость. Полученные в ходе проведенного эксперимента результаты вносят вклад в исследование проблем учебной адаптации и мотивации и могут быть использованы при обучении не только иностранным языкам, но и профильным дисциплинам в неязыковом вузе. 

Об авторе

Е. А. Макарова
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1,

Иркутск 



Список литературы

1. Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей // Вестник ОГУ. 2012. № 2. С. 280–284.

2. Cohen P. A., Kulik J. A., Kulik C. C. Educational outcomes of tutoring: A meta-analysis of findings. American Educational Research Journal, 1982. № 19 (2). P. 237–248.

3. Johnson D. W., Maruyama G., Johnson R., Nelson D., Skon L. Effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures on achievement: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1981. № 89. P. 47–62.

4. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. № 55. P. 68–78.

5. Salvin R. E. Cooperative learning: Theory, research, and practice. Englewood Cliffs. New York: Prentice Hall, 1990.

6. Using Peer Tutoring to Facilitate Access. 2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.readingrockets.org/article/using-peer-tutoring-facilitate-access. (Дата обращения: 09.08.2016)

7. Boud D., Cohen R., Sampson J. Peer learning and assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1999. № 24 (4). P. 413–426.

8. Conrad E. Peer tutoring: A cooperative learning experience. University of Arizona, 1974.

9. Goodlad S. Students as Tutors and Mentors. London; Philadelphia, 1995.

10. Topping K. Peer assisted learning. Cambridge, 2001.

11. Fuchs D., Fuchs L. S., Burish P. Peer assisted learning strategies: An evidence based practice to promote reading achievement // Learning Disabilities Research & Practice. 2000. № 15 (2). P. 85–91.

12. Fuchs D., Fuchs L. S., Thompson A., Svenson E., Yen L., Al Otaiba S., Yang N., McMaster K. N., Prentice K., Kazdan S., Saenz, L. Peer-assisted learning strategies in reading: extensions for kindergarten, first grade, and high school // Remedial and Special Education. 2002. № 22. P. 15–21.

13. Scruggs T. Peer Tutoring Strategies. 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.education.com/reference/article/peer-tutoring/ (дата обращения: 27.07.2016).

14. Topping K. J. Trends in peer learning. Educational Psychology. 2005. Vol. 25. № 6. P. 631–645.

15. Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. 228 с.

16. Наставничество в образовательном пространстве: делимся опытом. 2014 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. altspu. ru/main/14531-nastavnichestvo-v-obrazovatelnom-prostranstve-delimsya-opytom. html (дата обращения: 08.08.2016)

17. Глухова Э. Р. Позиция волонтеров по принципу «равный – равному», или «равное обучение» [Электрон. ресурс] // Проблемы современного образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 102005. 11 сентября 2013. Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/198/poziciya_volontrov_po_principu_ravnyj_ravnomu_ili_ravnoe_obuchenie/ (дата обращения: 25.07.2016).

18. Долгушева А. Н. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник ОмГУ. 2013. № 4. С. 264–268.

19. Михайловский М. Н. Кураторство в высшей школе (2013) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/3_150540.doc.htm (дата обращения: 05.08.2016).

20. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: Материалы VIII Международной научной конференции. 2015. С. 18–22.

21. Hall T., Stegila A. Peer mediated instruction and intervention. National Center on Accessing the General Curriculum. 2003.

22. Fantuzzo J. W., Rohrebeck, C. A. Self-managed groups: Fitting self-management approaches into class-room systems // School Psychology Review, 1992. № 21 (2). P. 225–264.

23. Fantuzzo J. W., Riggio R. E., Connelly S., Dimeff L. A. Effects of reciprocal peer tutoring on academic achievement and psychological adjustment: A component analysis // Journal of Educational Psychology. 1989. № 81 (2). P. 173–177.

24. Heller L. R., Fantuzzo J. W. Reciprocal peer tutoring and parent partnership: Does parent involvement make a difference? // School Psychology Review. 1993. № 22. P. 517–534.

25. Wentzel K. R. Social-motivational processes and interpersonal relationships: Implications for understanding motivation at school // Journal of Educational Psychology. 1999. № 91. P. 76–97.


Для цитирования:


Макарова Е.А. НАСТАВНИЧЕСТВО СВЕРСТНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2017;(3):185-203. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-185-203

For citation:


Makarova E.A. PEER TUTORING IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AS A NON-MAJOR. The Education and science journal. 2017;(3):185-203. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-185-203

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)