ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-58-83

Полный текст:


Аннотация

Введение. Субъектная позиция личности – феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации – т. е. те качества, которые необходимы современному специалисту. Поэтому разработка концепции формирования и развития субъектной позиции будущего специалиста в период его профессиональной подготовки является актуальной научно-практической задачей.

Цель описанного в публикации исследования – теоретическое осмысление закономерностей процесса становления субъектной позиции студента вуза; принципов, отражающих особенности функционирования субъектного пространства; и требований, предъявляемых к организации данного педагогического процесса.

Методология и методики исследования. В работе использовались анализ фи- лософских и психолого-педагогических источников по проблеме исследования; трансспективный феноменологический, психологический, сопоставительный, системный, структурно-функциональный виды анализа, дедуктивно-индуктивный метод, сопоставление, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование.

Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «субъектная позиция обучающегося», включающее в себя такие категории, как полисистемность, многомерность, многофункциональность. Обобщены признаки носителя субъектной пози- ции, особое внимание уделено его личностным характеристикам. Выделены закономерности формирования и развития субъектной позиции обучающегося, обусловленные внутренними механизмами самоактуализации, самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования. Показано, что эти закономерности проявляются в системе разнообразных социальных отношений, зависят от внешнего воздействия, целостности и единства учебно-воспитательного процесса, характеризуются гетерохронностью, эмерджентностью и эволюционированием. Исследование позволяет представить общую картину проектирования, организации и реализации непрерывного дидактического процесса формирования и становления субъектной позиции.

Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы для совершенствования современной концепции процесса формирования субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза.


Об авторе

Р. М. Гаранина
Самарский государственный медицинский университет
Россия

старший преподаватель кафедры общей, бионеорганической и биоорганической химии,

Самара



Список литературы

1. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Москва, 1998. 448 с.

2. Блинова Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. Казань: ТГГПУ, 2010. 202 с.

3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. 560 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта // Психологический журнал. 2003. № 2. С. 15–17.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная пресса, 2000. 416 с.

6. Митячкин Д. В. Становление профессиональной позиции // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве. Пенза: ПГТА; Приволжский дом знаний, 2005. С. 118–129.

7. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 453 с.

8. Трещев А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя. Астрахань: АГГГУ, 2000. 211с.

9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980. 335 с.

10. Борытко Н. М., Мацкайлова О. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: ВГИПКРО, 2002. 132 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: МПСИ, 2010. 448 с.

12. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 11.

13. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2000. 448 с.

14. Сластенин В. А., Каширин В. П. Педагогика и психология: учебное пособие. 6-е изд. Москва: Академия, 2007. 478 с.

15. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.. Педагогика: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 576 с.

16. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 181 с.

17. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2001. 220 с.

18. Ломов Б. Ф. Общественные отношения как общее основания свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000. С. 60–65.

19. Божович Е. Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. Москва: ПЕР СЭ, 2005. 400 с.

20. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. Москва: МГУ, 1984. 105с.

21. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3–15. DOI:10.17853/1994-5639-2012-4-3-15.

22. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. Москва. 2008. 192 с.

23. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. Москва: Академия, 2001. 136 с.

24. Ибрагимов Г. И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 9–26.

25. Новиков А. М. Основания педагогики. Москва: Эгвес, 2010. 208 с.

26. Батаршев А. В. Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагога // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 14–17.

27. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. Москва: Академический проект, 2000. 451 с.

28. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Chistik O. F., Larionov I. V., Naumova O. A. The Relationship of Time Perspective and Subjective Perceptions of Students as the Empirical Base for Individualization of the Educational Path // IEJME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11, № 7. P. 2678–2701.

29. Shchipanova D. Y., Lebedeva E. V., Sukhinin P. V., Valieva E. N. Typology of Strategies of Personality Meaning-Making During Professional Education. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 14. P. 6999–7015.

30. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.

31. Гаранина Р. М. Формирование профессиональной направленности будущего врача // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 3. С. 46–48.

32. Сериков В. В. Начальный этап педагогического исследования: идея, замысел, проект // Образование и наука. 2012. № 2. С. 3–13. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-2-3-13.

33. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве // Образование и наука. 2012. № 9. С. 78–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2012-9-78-89.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гаранина Р.М. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2017;(4):58-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-58-83

For citation: Garanina R.M. DIDACTIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF STUDENTS’ SUBJECT POSITION. The Education and science journal. 2017;(4):58-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-58-83

Просмотров: 272

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)