ДИАГНОСТИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117

Полный текст:


Аннотация

Введение. Многократно увеличившиеся в последнее время миграционные потоки, связанные в том числе с трудовой международной миграцией, и сопутствующие им участившиеся конфликты на национальной почве непосредственно коснулись сферы образования, так как нетерпимость к представителям других культур наиболее радикально проявляется прежде всего среди молодежи. На фоне этих процессов актуализируется проблема подготовки педагогов, способных справляться со своими профессиональными обязанностями в условиях этнического и религиозного многообразия. Поликультурная компетентность в профессиональном стандарте педагога причисляется к числу базовых. Вместе с тем в обязательных результатах освоения основных программ педагогических специальностей компоненты поликультурного образования прописаны недостаточно полно и четко.

Цель публикации – обсуждение необходимости изменения предметного содержания профессиональной подготовки учителей в федеральном университете с учетом специфики многонациональной региональной среды и обоснование целесообразности регулярной диагностики развития поликультурной компетентности у будущих педагогов для отслеживания динамики запланированных личностных новообразований и своевременной их коррекции.

Методология и методы. Методологической базой исследования явились межкультурный, системный и деятельностный подходы как наиболее релевантные, с точки зрения авторов, для современного этапа профессионально-педагогической подготовки. Использовались теоретические и эмпирические методы изучения сформированности компонентов поликультурной компетентности студентов; применялись интервьюирование и анкетирование учащихся, методики количественно-качественного и контент-анализа.

Результаты и научная новизна. Представлен опыт комплексной диагностики уровня поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей Сибирского федерального университета (Красноярск). Анализ результатов мониторинга послужил базой для создания модели формирования компонентов данной компетентности, обязательной для педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в многонациональной и многоконфессиональной среде. Описаны механизмы организации процесса развития поликультурной компетентности на целевом, содержательном, личностном, стратегическом, организационном и технологическом уровнях.

Практическая значимость. Материалы исследования будут полезны работникам образования для повышения качества подготовки педагогов в части формирования поликультурной компетентности; учителям школ, работающим в многонациональных классах с детьми-мигрантами, обучение которых требует не только знания предмета, но и способов социализации школьников исходя из их национальных особенностей. 


Об авторах

О. Г. Смолянинова
Сибирский федеральный университет
Россия

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, директор Института педагогики, психологии и социологии,

Красноярск



В. В. Коршунова
Сибирский федеральный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования,

Красноярск



Я. М. Дайнеко
Сибирский федеральный университет
Россия

аспирант кафедры информационных тех- нологий обучения и непрерывного образования,

Красноярск



Список литературы

1. Рафиков Р. Г., Труфанов Д. О. Отношение взрослого населения Красноярского края к представителям других национальностей, иностранным трудовым мигрантам и национальному экстремизму (по результатам социологических исследований, апрель – май 2015 г. // Информационный бюллетень по вопросам межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае. 2015. № 9. 160 с.

2. Хайкин С. Р., Бережкова С. Б. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 97–110.

3. Хазова С. А., Хатит Ф. Р. Поликультурная компетентность педагога: монография (научное электронное издание). Майкоп: ЭлИТ, 2015.

4. Новикова И. А. Формирование и развитие поликультурной компетентности педагогических работников в постдипломном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург, 2015. № 10 (41), ч. 5. С. 39–42.

5. Davies A., Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills 2020 Report [SR-1382A]. Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute. Palo Alto, CA. 2011. 19 p. Available at: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (дата обращения 20.02.2017).

6. Future Work Skills 2020 Summary Map. Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute. Palo Alto, CA. 2011. Available at: http://www.iftf.org/uploads/media/IFTF_FutureWorkSkillsSummary_01.gif (дата обращения: 03.03.2017).

7. Galino A., Escribano A. La educacion intercultural en el enfoque y desarrollo del curriculum. Apuntes IEPS, 54. Madrid: Narcea. 1990. P. 7–22.

8. Sales A., Garcia R. Programas de educación intercultural. Bilbao: Desclée De Brouwer. 1997.

9. Rey M. La escuela y la migracion en Europa: Complejidad y perspectivas. In M. Siguan (Coord.). La escuela y la migración en la Europa de los 90. XV Seminario sobre «Educacion y Lenguas». Barcelona: ICE de la Universitat de Barcelona, HONSORI. 1992. P. 13–24.

10. Ruben B., Kealy D. Behavioural Assessment of Communication Competency and the Prediction of Cross-Cultural Adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 1979. Vol. 3. P. 15–17.

11. Todd J., Lanigan M. L. Relational Model of Intercultural Communication Competence. International Journal of Intercultural Relations. 1989. Vol. 13. P. 269–286.

12. Pedersen P. J. Assessing Intercultural Effectiveness Outcomes in a Year-Long Study Abroad Program. International Journal of Intercultural Relations. 2010. № 34. P. 70–80.

13. Bennett J. M. Developing intercultural competence for international education faculty and staff. AIEA Conference. February 20–23. San Francisco, CA, USA: Association of International Education Administrators. 2011. Available at: http://www.aieaworld.org/.

14. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 99–106.

15. Hall E. T. Silent Language. Garden City; New York: Doubleday. 1959. 240 p.

16. Bhawuk D. P. S., Brislin R. The measurement of intercultural sensitivity using the concepts of individualism and collectivism // International Journal of Intercultural Relations. 1992. Vol. 16. P. 413–436.

17. Агадуллин Р. Р. Поликультурная профессиональная компетентность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. Москва: Педагогическая пресса, 2003. С. 12–172.

18. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблематику). Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2003. 240 с.

19. Использование метода проектов с целью формирования поликультурной компетентности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 180-летию потребительской кооперации «Российская кооперация и вузовская наука: опыт взаимодействия и перспективы развития»; 28 января 2011 г. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011. С. 139–141.

20. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Москва: Высшая школа, 2005. 310 с.

21. Хупсарокова А. М. Формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 118–125.

22. Жукова Т. В. Кросскультурные коммуникации в студенческой среде // Этносоциум и межнациональная культура. 2008. № 2 (10). С. 157–179.

23. Нечаева Е. А. Научные подходы в поликультурном образовании // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2007. № 11. С. 110–113.

24. Максимова Л. И. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в вузе на основе интегративного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2012.

25. Минибаева Г. Б. Формирование поликультурной компетенции у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. 2010. № 5. С. 62–65.

26. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие. Москва: Эксмо, 2007. 624 с. (Образовательный стандарт XXI).

27. Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. 2015. № 1. С. 313–317.

28. Габанихина Е. В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8/2 (36). С. 8–10.

29. Хупсарокова А. М., Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 50–55.

30. Практика взаимодействия Сибирского региона в сфере реализации государственной национальной политики: поликультурная образовательная платформа Сибирского федерального университета: коллективная монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. Красноярск: Гротеск, 2016. 236 с.

31. Сергеев В. Социальная дистанция и национальные установки // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 2. С. 57–61.

32. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 11–20.

33. Пузанова Ж. В., Демидова И. И. Опыт исследования уровня этнической толерантности студентов РУДН в 2008–2011 гг. // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2012. № 4. С. 107–120.

34. Радина Н. К., Моисеев А. Толерантность и социальная дистанция в восприятии этнических групп у студентов из Нижегородской области и промышленного центра // Коммуникативистика: перспективы развития социально-гуманитарного знания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 19 марта 2010 г. Н. Новгород: НФ ГУВШЭ, 2010. С. 118–121.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Дайнеко Я.М. ДИАГНОСТИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. Образование и наука. 2017;(4):84-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117

For citation: Smolyaninova O.G., Korshunova V.V., Dayneko Y.M. DIAGNOSTICS OF POLYCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The Education and science journal. 2017;(4):84-117. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-84-117

Просмотров: 264

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)