Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-169-183

Аннотация

Введение. Современное высшее образование уже невозможно представить без использования средств информационных и коммуникационных технологий. Вместе с тем информационно-образовательная среда (ИОС) обладает потенциальными угрозами для ее субъектов, в частности из-за наличия в ней возможностей манипуляции сознанием, воздействия на психические и физиологические структуры личности, доступности сайтов террористического и экстремистского характера и т. п. Таким образом, требуются специальные меры по защите ИОС от внешних негативных влияний.

Цель статьи – осмысление проблемы рациональной организации безопасной информационно-образовательной среды вуза, в которой предусмотрена надежная защита ее инфраструктуры, персональных и уникальных данных учащегося и педагога и виртуального пространства их учебного взаимодействия.

Методология и методы. Ведущим подходом к решению обсуждаемой проблемы является системный подход. При проектировании и разработке безопасной ИОС, с точки зрения авторов, целесообразны также личностно-деятельностный и функциональный подходы. Кроме того, в работе использовались методы социально-исторического и теоретико-методологического анализа, моделирование, обобщение опыта образовательных организаций профессиональной подготовки.

Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «безопасная информационно-образовательная среда вуза», в котором первое слово должно выражать доминирующее свойство системы. Создание безопасной ИОС трактуется как необходимое условие обеспечения комфортного и качественного процесса профессиональной подготовки студентов. Выделены компоненты безопасной ИОС и представлены направления организации данной среды. Сформулированы практические рекомендации для ее создания и успешного функционирования.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть востребованы менеджерами и административными работниками образовательных организаций. 

Об авторах

А. Н. Привалов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор технических наук, профессор кафедры информатики и информационных технологий,

Тула



Ю. И. Богатырева
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики и информационных технологий,

Тула



В. А. Романов
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования,

Тула



Список литературы

1. Богатырева Ю. И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 3, ч. 2. С. 14–25.

2. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы. Москва: Академия АйТи, 2011. 152 с.

3. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник Томского государственного университета. 2014. Вып. 2 (143). С. 102–109.

4. Романов В. А., Привалов А. Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 77–80.

5. Ефанова Т. И., Иванов А. Б., Савицкий С. К., Хабибулин Э. М., Кошкалов Е. С. Информационно-образовательная среда вуза. Новое слово в науке: перспективы развития: в 2 томах: материалы VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 янв. 2016 г. Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. № 1 (7), т. 1. С. 195–199.

6. Хеннер Е. К. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как условие реформирования образования // Образование и наука. 2014. № 1. С. 54–72. DOI: 10. 17853/1994-5639-2014-1-54-72/.

7. Pazukhina S. V. Value attitude to the personality of student as the base of constructive behaviour of teacher at the conflict // European journal of natural history. 2010. № 4. P. 35–37.

8. Family Online Safety Institute (FOSI) & Global Resource and Information Directory (GRID), «Family State of Online Safety Report», 2011. P. 56. Available at: http://www. nominettrust.org. uk/sites/default/files/SOSR_Web. pdf (дата обращения: 27.08.2013)

9. The London School of Economics and Political Science. Available at: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/Home.aspx (дата обращения: 27.08.2013)

10. Bogatyreva Y. I. Инфобезопасная среда образовательного учреждения как фактор социализации личности школьника // Materialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wschodnie partnerstwo – 2013». Vol. 11. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia. S. 99–100.

11. Блауберг И. В. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. Москва, 1972. С. 157–190.

12. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2005. 336 с.

13. Information Resource Center «Childhood without violence». Available at: http://www. ccf.org.ua/en/irc/all/view/933/ (дата обращения: 10. 08. 2013 г.)


Рецензия

Для цитирования:


Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА. Образование и наука. 2017;(4):169-183. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-169-183

For citation:


Privalov A.N., Bogatyreva Yu.I., Romanov V.A. METHODOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF SAFE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY. The Education and science journal. 2017;(4):169-183. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-169-183

Просмотров: 1414


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)