ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-28-54
Аннотация
Методы. В процессе работы использовались методы анализа и синтеза.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные трактовки специальной компетенции в плане их соответствия фактическому содержанию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Определены требования к характеристикам, адекватно отражающим сформированность специальной компетенции. Обосновано соответствие уровня усвоения компетенции этим требованиям. Описаны особенности уровней усвоения как объектов измерения. Установлено соответствие между уровнями усвоения и теми видами задач, которые могут быть использованы для их оценки (идентификации). Обоснована модель измерения специальных компетенций. Выделены виды задач, соответствующие диагностируемым уровням усвоения профессиональных способностей, навыков и умений.
Практическая значимость. Предложен подход к выбору и разработке инструментария для выявления сформированности специальных компетенций.
Об авторах
А. Н. ПечниковРоссия
доктор педагогических и технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
А. В. Прензов
Россия
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
Список литературы
1. Печников А. Н., Прензов А. В. Подход к оценке сформированности специальных компетенций//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 28-54.
2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии . Москва: Педагогика, 1973. 424 с. Режим доступа: http://www. twirpx. com/file/1673193/(дата обращения: 04.04.2017)
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. Москва: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с. Режим доступа: http://www. twirpx.com/file/1766401/(дата обращения: 04.04.2017)
4. Маркова А. К. Психология профессионализма . Москва: Знание, 1996. 312 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/144730/(дата обращения: 04.04.2017)
5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий . Москва: ИЭТ, 2013. 268 с. Режим доступа: http://www. twirpx. com/file/1713720/(дата обращения: 04.04.2017)
6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий . Москва: Высшая школа, 1984. 173 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1687831/(дата обращения: 04.04.2017).
7. Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины . Москва: Минобрнауки РФ, 2006. 143 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/520527/(дата обращения: 04.04.2017).
8. Немов Р. С. Психологический словарь . Москва: ВЛАДОС, 2007. 560 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1781335/(дата обращения: 04.04.2017).
9. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. Москва: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/fi-le/1554136/(дата обращения: 04.04.2017).
10. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования . Москва: КДУ, 2009. 296 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/fi-le/1498000/(дата обращения: 04.04.2017).
11. Кулаков А. П. Измерение в социологии : учебное пособие. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. 124 с. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3220980/(дата обращения: 04.04.2017).
12. Печников А. Н., Аванесова Т. П., Шиков А. Н. Электронное обучение : учебное пособие. Санкт-Петербург: ВАС, 2014. 73 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0297/7_0297-1.shtml (дата обращения: 04.04.2017).
13. Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем . Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. 326 с. Режим доступа: http://www. twirpx. com/file/1235663/(дата обращения: 04.04.2017).
14. Печников А. Н., Шиков А. Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения . Санкт-Петербург: ВВМ, 2014. 393 с. Режим доступа: http://www.academia.edu/10781459/Проектирование_и_применение _компьютерных_технологий_обучения (дата обращения: 04.04.2017).
15. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика . Москва: НМЦ СПО, 1999. 538 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/489240/(дата обращения: 04.04.2017).
16. Печников А. Н., Печников Д. А. Метод анализа результатов критериально-ориентированного тестирования в целях текущего контроля учебного процесса //Педагогические измерения. 2015. № 4. С. 17-39. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25779929 (дата обращения: 04.04.2017).
17. Гузеев В. В. Соотнесение сложности и трудности учебных задач с уровнями планируемых результатов обучения//Школьные технологии. 2003. № 3. С. 50-56.
18. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект . Москва: Педагогика, 1990. 184 с. Режим доступа: http://www. twirpx. com/file/165960/(дата обращения: 04.04.2017).
19. Печников А. Н., Печников Д. А. Решение задач текущего педагогического контроля на основе анализа результатов критериально-ориентированного тестирования //Образовательные технологии и общество. 2015. № 2. С. 489-513. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=23457149 (дата обращения: 04.04.2017).
20. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник/пер. с англ. Н. Н. Найденовой, В. Н. Симкина, М. Б. Челышковой; под общ. ред. В. И. Звонникова, М. Б. Челышковой. Москва: Логос, 2010. 668 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1346290/(дата обращения: 04.04.2017).
21. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении . Москва: Директмедиа Паблишинг, 2008. 392 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/337590/(дата обращения: 04.04.2017).
22. Печников А. Н. E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна //Образовательные технологии и общество. 2013. № 4. С. 326-343. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/pdf/4. pdf (дата обращения: 04.04.2017).
23. Печников А. Н., Шиков А. Н. Эффективность электронного обучения как проблема педагогической информатики //Педагогическая информатика. 2013. № 3. С. 49-59. Режим доступа: http://pe-dinf.ru/ARHIV/2013_3.pdf (дата обращения: 04.04.2017).
24. Печников А. Н., Шиков А. Н., Котова Е. Е. Эргономический подход к решению проблем е-дидактики //Биотехносфера. 2015. № 1 (37). С. 52-61. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=22905135 (дата обращения: 04.04.2017).
25. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука . Москва: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/692097/(дата обращения: 04.04.2017).
26. Печников А. Н. О едином подходе к трактовке компетенций в сфере социального управления и образования //Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 4-17. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=25625402 (дата обращения: 04.04.2017).
27. Печников А. Н. О выполнении в образовании требований, формулируемых в сфере социального управления в виде компетенций //Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 4-28. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=25731118 (дата обращения: 04.04.2017).
28. Печников А. Н. Целесообразный подход к трактовке понятия «Компетенция» в сфере социального управления и образования //Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы III Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ВАС, 2016. С. 16-19. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26402939 (дата обращения: 04.04.2017).
29. Печников А. Н. О целесообразном подходе к трактовке компетенций в педагогике //Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 1. С. 441-464. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25516601 (дата обращения: 04.04.2017)
Рецензия
Для цитирования:
Печников А.Н., Прензов А.В. ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Образование и наука. 2017;19(5):28-54. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-28-54
For citation:
Pechnikov A.N., Prenzov A.V. THE APPROACH TO ASSESSING THE FORMATION OF SPECIAL COMPETENCES. The Education and science journal. 2017;19(5):28-54. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-28-54