Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О КОНСТРУКТАХ УРОКОВ ПО ФГОС

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-55-71

Полный текст:

Аннотация

Введение. Достижение образовательных результатов, указанных в федеральных образовательных стандартах системы общего образования (ФГОС ООО), является для массовой школы актуальной проблемой. Анализ существующих рекомендаций по поводу того, как добиться требуемых стандартом результатов в процессе обучения во время реального урока, показывает, что они часто носят декларативный либо императивный характер и лишены конкретики, что не позволяет ими воспользоваться. Учителю предлагаются новые риторика и термины, но не инструментарий для достижения целей, заявленных в новых образовательных стандартах. Цель статьи - представить обобщенный, реализуемый на практике конструкт, позволяющий учителю алгоритмизировать проектирование урока в соответствии с содержанием образовательных стандартов. Методология и методики исследования. Произведены анализ и синтез положений нормативных документов (федеральных государственных образовательных стандартов), содержания научно-методических работ и научных публикаций, посвященных практическому конструированию уроков. Результаты и научная новизна. С критических позиций рассмотрены предлагаемые теоретиками и практиками образования различные конструкты уроков, разработанные для реализации новых ФГОС ООО. Сделан вывод, что практическое применение большинства этих моделей нередко приводит к деформации целей урока, при которой упускается предметный результат. Из-за чрезмерного увлечения внешней проблемностью и организацией рефлексии утрачивается предметность деятельности ученика, что противоречит принципам системно-деятельностного подхода, положенного в основу новых образовательных стандартов. Описана общая схема конструирования урока, которая позволит учителю алгоритмизировать, а следовательно, оптимизировать и облегчить процесс подготовки к занятиям и в то же время соблюсти требования ФГОС ООО. Практическая значимость. Авторы статьи считают, что предлагаемый ими конструкт урока существенно поможет педагогам добиваться не только предметных, но метапредметных и личностных результатов.

Об авторах

А. П. Усольцев
Уральский государственный педагогический университет
Россия
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики


Е. П. Антипова
Уральский государственный педагогический университет
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики менеджмента


Список литературы

1. Усольцев А. П., Антипова Е. П. О конструктах уроков по ФГОС//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 55-71

2. Шемет Б. И., Шемет О. В. Внутренние проблемы реализации ФГОС СПО///Образование и наука. 2014. № 1. С. 17-28.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Осинина Т. Н. Совершенствование урока в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов//Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2015. Т. 1, № 1. С. 12.

5. Гапонова Н. М., Нургалеева И. Р. ФГОС: сущность понятия «конструкт урока», «технологическая карта урока» . Режим доступа: http://educontest.net/storage2/article/39629/1doc.docx. (дата обращения: 05.11.2016).

6. Воронина Л. В. Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике//Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 140-152.

7. Мерзлякова О. П. Роль образовательной среды в развитии деятельностно-творческой компетенции школьников при обучении физике//Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 76-81.

8. Николаев В. В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС//Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 7. С. 132-137.

9. Печников А. Н. О едином подходе к трактовке компетенций в сфере социального управления и образования//Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 4-18. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-4-18.

10. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии «инженерное мышление»//Формирование инженерного мышления в процессе обучения: сборник научных трудов Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2015. С. 3-9.

11. Темняткина О. В. Разработка конструкта урока по технологии в соответствии с компонентами деятельности//Современные научные исследования и разработки. 2016. № 4. С. 76-83.

12. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Наглядность и ее функции в обучении//Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109.

13. Ветохина Т. Н. Современный урок в условиях реализации ФГОС//Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 4. С. 54-56.

14. Латипова Н. Л. Конструкт урока по технологии как одно из средств организации учебного процесса в школе/под ред. О. В. Шатуновой//ТехноОбразование и наука. Том 19, № 5. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 5. 2017

15. Липатникова И. Г. Оценивание как диагностическая процедура формирования конечных результатов обучения по математике//Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 177-189.

16. Мамонтова М. Ю. Рейтинговая оценка качества результатов обучения: выбор модели//Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 91-98.

17. Москитина Е. В. Разработка конструкта урока физики с позиций ФГОС//Актуальные вопросы науки, техники и образования: труды 8-й региональной научно-практической конференции. Москва: НТИ НИЯУ МИФИ, 2015. С.155-167.

18. Фролов А. А. Сущность общего образования//Образование и наука. 2015. № 3. С. 18-28.


Для цитирования:


Усольцев А.П., Антипова Е.П. О КОНСТРУКТАХ УРОКОВ ПО ФГОС. Образование и наука. 2017;19(5):55-71. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-55-71

For citation:


Usol’tsev A.P., Antipova E.P. CONSTRUCTING LESSONS ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES). The Education and science journal. 2017;19(5):55-71. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-55-71

Просмотров: 231


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)