ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОПРЕДМЕТНОЙ КАФЕДРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-72-91
Аннотация
Цель представленной в статье работы - поиск и апробация новых подходов к управлению профессионально-личностным развитием студентов педагогического университета. Методология и методики исследования. Был проведен теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ учебно-программной документации и учебных материалов (рабочих программ дисциплин, учебников, учебных пособий, сборников задач и заданий, методических рекомендаций и др.), нормативных документов (ФГОС, основных образовательных программ (ООП), учебных планов, инструктивных актов и т. п.). В ходе исследования использовались методы моделирования и метод экспертной оценки. Результаты и научная новизна. Раскрыты особенности интегративной деятельности многопредметной выпускающей кафедры педагогического университета по формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. На основе анализа продуктов деятельности студентов в период практики, при проведении мини-исследований и выполнении комбинированных аналитико-конструктивных и диагностических заданий на занятиях осуществлена диагностика освоенных учащимися компетенций на уровне бакалавриата. Практическая значимость. Представленный в статье диагностический подход к формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов (уровень бакалавриата) в условиях деятельности много Деятельность многопредметной кафедры по формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов предметной выпускающей кафедры может быть экстраполирован на деятельность преподавателей других педагогических вузов и колледжей.

Об авторах
Е. Г. ГуцуРоссия
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Е. И. Смирнова
Россия
магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Список литературы
1. Гуцу Е. Г., Смирнова Е. И. Диагностические подходы к деятельности многопредметной кафедры вуза по формированию профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 72-97
2. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов В. Б. Проектирование компетентностно -ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 81 с.
3. Гуцу Е. Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов//Нижегородское образование. 2011. № 2. С. 111-115.
4. Гуцу Е. Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза//Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 107-112.
5. Гуцу Е. Г. Когнитивный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы //Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 450. Режим доступа: http://elib-rary.ru/download/elibrary_18829399_59353005.pdf (дата обращения: 01.03.2013)
6. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании//Педагогика. 2009. № 10. С. 16-22.
7. Александрова Н. М., Маркова С. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования //Вестник Мининского университета. 2015. № 1. Режим доступа: http://vestnik.mininuni-ver.ru/reader/search/problemy-razvitiya-professionalno-pedagogicheskogo/(дата обращения: 18.11.2016)
8. Гуцу Е. Г., Сорокина Т. М. Приволжский научный журнал. Аналитические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза. 2014. № 1 (29). С. 224-227.
9. Деменева Н. Н. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов//Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 59-64.
10. Жуков Г. Н. Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования//Образование и наука. 2013. № 1 (4). С. 58-76 DOI: 10.17853/1994-5639-2013-4-58-76
11. Жукова Н. М., Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В. Механизм проектирования компетентностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам и условия его реализации в вузах//Профессиональное образование. 2015. № 1. С. 69-81.
12. Красинская Л. Ф. Повышение квалификации преподавателей: моделирование на основе компетентностного подхода//Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 75-80.
13. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога//Педагогика. 2010. № 5. С. 29-37.
14. Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2002.
15. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman, 2000. 352 p. Образование и наука. Тем 19, № 5. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 5. 2017
16. Schrtz M. What is a «European Teacher»?//ENTEP Discussion Paper. 193. 170. 42. 61/entep/ET Final June 2005.
17. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne? Switzezland 27-30 March, 1996/Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
18. Коржумбаева М. Б., Байжуманова Н. С., Саржанова Г. Б. Профессиональная компетентность преподавателя высшего учебного заведения . Режим доступа: http://www.rusnauka.com/4_SWMN_2010/Peda-gogica/58105.doc.htm
19. Гуцу Е. Г. Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов //Вестник Мининского университета. 2014. № 3. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/07e/13-in-tegrativnaya-deyatelnost-mnogopredmetnoy-vypuskayushchey-kafedry-vuza-kak-uslovie-razvitiya-professionalnoy-kompetentsii-studentov.pdf.
20. Володько Н. В., Сорокина Т. М. Интегративная деятельность психолого -педагогической кафедры вуза//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4 (39). С. 67-69.
21. Компетентносно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография/под ред. Л. Е. Шапошникова, В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. Нижний Новгород: НГПУ, 2011.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) . Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/part/682155 (дата обращения: 1.10.2014).
Рецензия
Для цитирования:
Гуцу Е.Г., Смирнова Е.И. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОПРЕДМЕТНОЙ КАФЕДРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Образование и наука. 2017;19(5):72-97. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-72-91
For citation:
Gutsu E.G., Smirnova E.I. WORK OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION MULTIDISCIPLINARY DEPARTMENT ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS. The Education and science journal. 2017;19(5):72-97. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-72-91