Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКО-НЕМЕЦКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119

Полный текст:

Аннотация

Введение. В России после более чем двадцатилетнего периода разобщенности между образовательными учреждениями и предприятиями -работодателями вновь начинает выстраиваться система их взаимодействия в подготовке специалистов. Для налаживания этого процесса весьма полезным является обмен опытом с другими странами по налаживанию и укреплению связей сферы образования с производством. Цель статьи состоит в том, чтобы представить результаты российско-германского сотрудничества в области обеспечения одного из ключевых условий качества профессионального образования - подготовки квалифицированных педагогических кадров для системы профессионального обучения. Методология и методы. В работе использовались методология сравнительного исследования; методы сбора эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ, интерпретация, моделирование и проблемный метод. Результаты. Выявлены и сопоставлены подходы к подготовке педагогических кадров системы профессионального образования в ФРГ и России. Показана специфика немецкой модели: наличие нескольких уровней квалификации педагогов профессионального обучения, распределение зон их ответственности, вариативность провайдеров дополнительного образования, его рыночный характер и минимальное участие государства в его регулировании. Описаны особенности современной российской теории и практики подготовки мастеров производственного обучения. Отмечается, что, несмотря на существующие различия систем профессионального образования двух стран, прослеживается сходство отечественных и немецких методик профессионального обучения. Сделан вывод об общности требований, предъявляемых в Гер мании и России к категории работников, осуществляющих обучение персонала для производственного сектора. Это, в частности, подтверждено немецкими экспертами на основе анализа стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и сравнения его с AEVO - нормативной базой, определяющей федеральные требования к инструкторам-педагогам в ФРГ. Научная новизна работы состоит в обосновании современной модели подготовки мастеров производственного обучения и работников, осуществляющих обучение на производстве. Модель предусматривает реализацию вариативных модульных программ дополнительного профессионального образования. При создании данной модели был интегрирован наиболее плодотворный российский и немецкий опыт, учтены международные требования и передовые технологии. Практическая значимость. Кроме модели обучения мастеров-педагогов и производственных наставников, им в помощь разработано учебное пособие «Методика профессионального обучения», содержание которого частично и кратко изложено в статье.

Об авторах

Е. Ю. Есенина
Федеральный институт развития образования России
Россия
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник


Х. Кресс
Федеральный институт профессионального образования ФРГ
Германия
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела международного сотрудничества в сфере профессионального образования


Список литературы

1. Есенина Е. Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества)//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 98-119

2. Fedorov V. A. & Tretyakova N. V. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect)//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (17). Р. 9803-9818.

3. Dorozhkin E. M., Tarasyuk O. V., Lyzhin A. I., Krotova O. P. & Sherstneva N. L. Structural and Functional Model of Training Future Masters of Vocational Training for the Organization of Teaching and the Production Process in Terms of Networking//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8323-8334.

4. Zeer E. F. & Bragina I. V. Valuable and Professional Orientations as a Social and Psychological Resource of Development of a Modern Worker//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 7791-7802.

5. Professional development for vet teachers and trainers: briefing note. European Centre for the Development of Vocational Training (Cedefop), June, 2016.

6. How the dual system -practical vocational and academic -works in Germany. Bonn, Germany: BIBB. 2012.

7. Hensen K. A., Hippach-Schneider U. Supporting teachers and trainers for successful reforms and quality of vocational education and training: mapping their professional development in the EU -Germany. Cedefop ReferNet thematic perspectives series. 2016. Available at: http://libserver.cedefop.europa.eu/vete-lib/2016/ReferNet_DE_TT. pdf.

8. Ordinance on Vocational Education and Training in the Occupation of Mechatronics Fitter (English Version). Bonn, Germany: BIBB. 2013.

9. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Klink O. F., Sergeev I. S., Faktorovich A. A. Learning guidance for TVET teachers of the future//Science and Education: materials of the XIII international research and practice conference, Образование и наука. Том 19, № 5. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 5. 2017

10. Методические рекомендации по подготовке рабочих кадров на основе дуального образования/Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Минобрнауки России, ФИРО. Москва, 2016.

11. Блинов В. И. и др. Методика профессионального обучения. Москва: Юрайт, 2017. 215 с.

12. Батышев С. Я. Производственная педагогика. Москва: Машиностроение, 1984. 672 с.

13. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика. Москва: Высшая школа, 1986.

14. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002, 272 с.

15. Левина И. Д. Социализация и воспитание студентов в системе профессионального образования//Среднее профессиональное образование. 2014. № 1. С. 6-9.

16. Леонтьев А. А. Педагогическое общение/под ред. М. К. Кабардова. Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996.

17. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 316 с.

18. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 1996. Ч. 1.

19. Промышленный механик//Методические рекомендации по использованию регламента обучения по специальностям и профессиям в сфере металлообработки. Москва; Бонн. ФИРО; БИББ, 2015. 53 с.

20. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва: АРКТИ, 2010.

21. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. Москва: Эгвес, 2009.


Для цитирования:


Есенина Е.Ю., Кресс Х. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКО-НЕМЕЦКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА). Образование и наука. 2017;19(5):98-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119

For citation:


Esenina E.Y., Kress H. SOFT POWER: TRAINING OF VET TEACHERS AND TRAINERS (RESULTS OF THE RUSSIAN-GERMAN COOPERATION). The Education and science journal. 2017;19(5):98-119. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)