Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-166-188

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время наблюдается увеличение спроса на программы дистанционного образования, что актуализирует проблемы организации в вузах образовательного процесса с использованием соответствующих технологий. Цель статьи - показать на примере реализации дистанционных образовательных технологий в неязыковом вузе возможный вариант создания единого мультицелевого виртуального образовательного пространства с соблюдением преемственности в образовательной вертикали трехступенчатой системы высшей школы (бакалавриат - магистратура - аспирантура). Методология и методики исследования. Методологической основой исследования послужили компетентностный, личностно-ориентированный, психодидактический и акмеологический подходы к непрерывному образованию. В качестве основных методов в работе использовались проблемный, сравнительный, качественный и количественный виды анализа, основанного на эмпирическом наблюдении и полученных в ходе его проведения данных. Результаты и научная новизна. Обозначена роль дистанционных образовательных технологий в обеспечении доступности и конкурентоспособности программ основного и дополнительного образования. С лингводидактических позиций обоснован выбор варианта создания виртуального образовательного пространства в неязыковом вузе. Продемонстрирована взаимообусловленность принципов, подходов и условий формирования такой среды. Описаны модель электронного обучающего комплекса и двухкомпонентная модель учебника как его части. Практическое применение данных моделей позволяет оптимизировать самостоятельную автономную учебную деятельность студентов. Практическая значимость. Авторы предлагают принципиально новые средства обучения, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе, и дают рекомендации по организации мультицелевого виртуального образовательного пространства для реализации востребованных программ основного и дополнительного образования.

Об авторах

К. Б. Пригожина
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки


К. В. Тростина
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 Центра гуманитарной подготовки


Список литературы

1. Пригожина К. Б., Тростина К. В. Виртуальная образовательная среда как средство повышения конкурентоспособности образовательных программ вуза//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 166188

2. Бузина Ю. Н. Преподавание иностранных языков в неязыковых вузах//Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: материалы XVII Школы повышения квалификации Образование и наука. Том 19, № 5. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 5. 2017

3. Виртуальная образовательная среда как средство повышения конкурентоспособности образовательных программ вуза преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 16-20

4. Коробова Е. В., Миронова Д. А. Использование компетентностного подхода при обучении иностранному языку в экономическом вузе//Вопросы прикладной лингвистики. 2014. № 14. С. 42-49.

5. Тростина К. В. Персонал как элемент комплекса дополнительных образовательных услуг в организации высшего образования//Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научнопрактической заочной интернет-конференции. Москва: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2016. С. 405-411.

6. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение»//Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 16-19.

7. Вербицкий A. A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе//Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 31-39.

8. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения//Информатика и образование. 2001. № 5. С. 37-42.

9. Тихомиров В. П. Технологии ДО в России//Дистанционное образование. 1996. № 1. С. 7-10.

10. Хуторской А. В. Понятие и принципы дистанционной педагогики//Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Москва: ИОСО РАО, 1999. С. 247-255.

11. Порховник Ю. М. Активные методы в области дистанционного обучения//Дистанционное образования. 1997. № 1. С. 16-18.

12. Андрианова Г. А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении//Магистр. 2000. № 4. С. 27-30.

13. Скибицкий Э. Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. 138 с.

14. Лобачев С. Л., Титарев Л. Г. От информационной среды Интернет через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде//Дистанционное образование. 1997. № 1. С. 12-15.

15. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. Москва: Камерон, 2004. 216 с.

16. Lau Linda K. Distance Learning Technologies: Issues, Trends and Opportunities. Longwood University, 2000. 252 p.

17. Keegan D. The impact of new technologies on distance learning students//Eleed. 2008. Iss. 4. 93 p.

18. Kennedy A. New Technology Takes the Distance Out of Distance Learning. Colorado State University. 2015. Available at: http://blog. online. colostate. edu/blog/online-teaching/new-technology-takes-the-distance-out-of-distance-le-arning (Accessed 10 January 2017)

19. Perraton H. D. Distance education for teacher training. New York: Routledge, 1993. 73 p.

20. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. Москва: Астрель, 2007. 746 с.

21. © К. Б. Пригожина, К. В. Тростина

22. Керимбаева Б. Т., Карлыгаш К. К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий в обучении английскому языку//Образование и наука. 2016. № 10. С. 121-132. D01:10.17853/1994-5639-2016-10-121-132.

23. Фролова Г. М. Зарубежный опыт формирования профессиональной коммуникативной компетенции преподавателей иностранного языка//Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогически науки. 2011. № 609. С. 83-88.

24. Thoms B., Eryilmaz E. How media choice affects learner interactions in distance learning classes//Computers and Education: Elsevier Ltd. 2014, Vol. 75. Р. 112-126. DOI: 10. 1016/j. compedu. 2014. 02. 002.

25. Moore Joi L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same?//Internet and Higher Education. 2011, Vol. 14. Iss. 2. P. 129-135. Available at: http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1096751610000886 (Accessed 10 January 2017).

26. Iffaf Kahn. Second Language Distance Learning and Teaching: Theoretical Perspectives and Didactic Ergonomics//International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE). 2012. Vol. 3. Iss. 1. Article 5. Р. 3. 2012010105 DOI: 10.4018/jvple

27. Благонравова М. А., Муратова О. А., Тростина К. В. Специфика работы преподавателя при дистанционном обучении иностранному языку в неязыковом вузе//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 53. С. 82-93.

28. Тарев Б. В., Тарева Е. Г. Инновационный потенциал образовательных традиций: учебник иностранного языка открытого типа//Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. № 3. С. 364-373.


Для цитирования:


Пригожина К.Б., Тростина К.В. ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА. Образование и наука. 2017;19(5):166-187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-166-188

For citation:


Prigozhina K.B., Trostina K.V. DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY AS A TOOL FOR COMPETITIVE GROWTH OF EDUCATIONAL PROGRAMMES IN UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2017;19(5):166-187. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-166-188

Просмотров: 398


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)