СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32
Аннотация
Введение. В настоящее время на ступени общего образования продолжает уделяться чрезмерное, исключительное внимание индивидуально-личностным достижениям учащихся, что весьма часто приводит к нарушению целостности в формировании личности и к ее социальной незрелости. В сфере образования необходимо смещение акцентов с личностно-ориентированного обучения на социально-ориентированный подход, при котором учитываются не только запросы конкретной личности учащегося, но и потребности общества, окружающего эту личность. Данный подход отвечает требованию непрерывного образования, которое предъявляется сегодня к человеку.
Цель статьи – представить концепцию социально-ориентированного образования, создающего условия для успешной социализации учащихся.
Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на педагогический аспект социализации; теорию профессионального самоопределения личности; теорию синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов. Для описания концепции социально-ориентированного образования, обладающего объемным, нелинейным, многомерным характером, применялся сферный подход. В качестве основных методов исследования были использованы анализ, синтез, систематизация и обобщение зарубежного и отечественного научного опыта, моделирование и пр.
Результаты и научная новизна. Систематизированы имеющиеся в отечественной и зарубежной педагогике идеи социально-ориентированного обучения и воспитания. Уточнены понятия социально-ориентированного подхода к образованию и социально-ориентированной личности как результата применения данного подхода. Обоснована актуальность использования нового подхода в образовании и показаны его особенности как методологического и методического инструментария образовательной деятельности, в которой уравновешиваются интересы общества и личности как субъекта социума. Выделены и описаны основные принципы социально-ориентированного подхода; указаны условия его реализации на всех образовательных уровнях. Подчеркивается, что одним из основных и обязательных условий эффективного использования социально-ориентированного подхода к образованию является создание открытого саморазвивающегося социально-профессионального пространства, которое обеспечивает мотивацию учебной и трудовой деятельности, получения престижной, востребованной профессии, саморазвития и профессионального роста.
Практическая значимость. Предложено научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации учащихся на всех уровнях школьного образования.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Ф. ТрубинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора филиала,
Нижний Тагил
Э. Ф. Зеер
Россия
член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития,
Екатеринбург
М. В. Мащенко
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий Нижнетагильского социально-педагогического института (филиал),
Нижний Тагил
Список литературы
1. Липский И. А. Тенденции развития воспитания как области научного знания // Воспитание: современные парадигмы: монография/ под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова. Москва, 2006. С. 23–46.
2. Загвязинский В. И. «Гнездо вопросов»: фрагменты из готовящейся к печати книги «Теория обучения в вопросах и ответах» [Электрон. ресурс] // Эйдос. 2006. 11 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0511.htm (дата обращения: 17.12.2016)
3. Демченко А. Р., Морозова М. В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. 2013. № 8. С. 108–116.
4. Курдюмова И. М. Модернизация общего образования за рубежом: монография для работников образования и науки. Москва: РАО, 2006. 147 с.
5. Игтисамова Г. Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 1. С. 120–125.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002. 528 с.
7. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: СВ-96, 2011. 172 с.
8. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
9. Зеер Э. Ф. Методология профессионального развития личности: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 194 с.
10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2013. 576 с.
11. Пидкасистый П. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2014. 624 с.
12. Амиров А. Ф. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник. Научно-методический журнал. 2014. № 4 (20). С. 108–115.
Рецензия
Для цитирования:
Трубина Г.Ф., Зеер Э.Ф., Мащенко М.В. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ. Образование и наука. 2017;19(6):9-32. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32
For citation:
Trubina G.F., Zeer E.F., Mashchenko M.V. SOCIALLY-ORIENTED APPROACH TO EDUCATION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS. The Education and science journal. 2017;19(6):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32