Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32

Texto completo:

Resumen

Введение. В настоящее время на ступени общего образования продолжает уделяться чрезмерное, исключительное внимание индивидуально-личностным достижениям учащихся, что весьма часто приводит к нарушению целостности в формировании личности и к ее социальной незрелости. В сфере образования необходимо смещение акцентов с личностно-ориентированного обучения на социально-ориентированный подход, при котором учитываются не только запросы конкретной личности учащегося, но и потребности общества, окружающего эту личность. Данный подход отвечает требованию непрерывного образования, которое предъявляется сегодня к человеку.

Цель статьи – представить концепцию социально-ориентированного образования, создающего условия для успешной социализации учащихся.

Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на педагогический аспект социализации; теорию профессионального самоопределения личности; теорию синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов. Для описания концепции социально-ориентированного образования, обладающего объемным, нелинейным, многомерным характером, применялся сферный подход. В качестве основных методов исследования были использованы анализ, синтез, систематизация и обобщение зарубежного и отечественного научного опыта, моделирование и пр.

Результаты и научная новизна. Систематизированы имеющиеся в отечественной и зарубежной педагогике идеи социально-ориентированного обучения и воспитания. Уточнены понятия социально-ориентированного подхода к образованию и социально-ориентированной личности как результата применения данного подхода. Обоснована актуальность использования нового подхода в образовании и показаны его особенности как методологического и методического инструментария образовательной деятельности, в которой уравновешиваются интересы общества и личности как субъекта социума. Выделены и описаны основные принципы социально-ориентированного подхода; указаны условия его реализации на всех образовательных уровнях. Подчеркивается, что одним из основных и обязательных условий эффективного использования социально-ориентированного подхода к образованию является создание открытого саморазвивающегося социально-профессионального пространства, которое обеспечивает мотивацию учебной и трудовой деятельности, получения престижной, востребованной профессии, саморазвития и профессионального роста.

Практическая значимость. Предложено научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации учащихся на всех уровнях школьного образования. 

De los autores

Г. Трубина
Уральский государственный экономический университет
Russian Federation


Э. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Russian Federation


М. Мащенко
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Russian Federation


Referencias

1. Липский И. А. Тенденции развития воспитания как области научного знания // Воспитание: современные парадигмы: монография/ под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова. Москва, 2006. С. 23–46.

2. Загвязинский В. И. «Гнездо вопросов»: фрагменты из готовящейся к печати книги «Теория обучения в вопросах и ответах» [Электрон. ресурс] // Эйдос. 2006. 11 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0511.htm (дата обращения: 17.12.2016)

3. Демченко А. Р., Морозова М. В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. 2013. № 8. С. 108–116.

4. Курдюмова И. М. Модернизация общего образования за рубежом: монография для работников образования и науки. Москва: РАО, 2006. 147 с.

5. Игтисамова Г. Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 1. С. 120–125.

6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002. 528 с.

7. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: СВ-96, 2011. 172 с.

8. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.

9. Зеер Э. Ф. Методология профессионального развития личности: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 194 с.

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2013. 576 с.

11. Пидкасистый П. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2014. 624 с.

12. Амиров А. Ф. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник. Научно-методический журнал. 2014. № 4 (20). С. 108–115.


Recensión

Para cita:


Trubina G.F., Zeer E.F., Mashchenko M.V. SOCIALLY-ORIENTED APPROACH TO EDUCATION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS. The Education and science journal. 2017;19(6):9-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32

Número de consultas: 3188


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)