Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА СТРУКТУРУ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-119-137

Полный текст:

Аннотация

Введение. Новые федеральные государственные стандарты высшего образования предъявляют повышенные требования не только к уровню профессиональной компетенции выпускников вузов, но и к их личностной готовности к осуществлению успешной профессиональной деятельности. Психологическое благополучие – одно из интегративных личностных образований, определяющих эффективную и полноценную реализацию специалистом своих трудовых функций. Именно этим обусловлена актуальность изложенного в статье исследования.

Цель публикации заключается в анализе специфики взаимосвязей свойств интегральной индивидуальности студентов с уровнем выраженности у них психологического благополучия.

Методология и методики. Методологической базой работы стали концепция психологического благополучия К. Рифф и теория интегральной индивидуальности, авторство которой принадлежит В. С. Мерлину. Исследование проводилось с использованием пакета диагностических методик: методики К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» в модификации автора статьи; методики изучения структуры темперамента Я. Стреляу (в адаптации Н. Н. Даниловой, А. Г. Шмелева); опросника структуры темперамента В. М. Русалова (ОСТ) и личностного опросника 5PFQ (в адаптации А. Б. Хромова).

Результаты и научная новизна. Произведен ретроспективный анализ исследований феномена психологического благополучия в зарубежной и отечественной психологии. Предпринята попытка продемонстрировать принцип полиморфизма как одного из основополагающих принципов теории интегральной индивидуальности на примере изучения роли психологического благополучия в структуре личности студента. Эмпирическая часть исследования, которая осуществлялась на базе четырех высших учебных заведений г. Перми, показала наличие общих характеристик и значимых различий по показателям нейродинамического, психодинамического и личностного уровня интегральной индивидуальности между двумя группами респондентов – студентов с низкими и с высокими значениями психологического благополучия. В каждой группе удалось выявить уникальные корреляции во взаимосвязях показателей данных уровней. Для группы с низким психологическим благополучием характерны взаимосвязи показателей темперамента с показателями нервной системы и показателями личности, а также взаимосвязи показателей личности друг с другом. Для группы с высоким психологическим благополучием характерны только взаимосвязи показателей темперамента друг с другом.

Практическая значимость. Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в организации учебного процесса в высших учебных заведениях. 

Об авторе

Д. Г. Орлова
Пермский государственный гуманитарно–педагогический университет
Россия

старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии,

Пермь 



Список литературы

1. Идобаева О. А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности [Электрон. ресурс] // Вестник МГЛУ. 2013. № 7 (66). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k–voprosu–o–psihologo–pedagogicheskoy–modeli–formirovaniya–psihologicheskogo–blagopoluchiya–lichnosti#ixzz4braMsPyi (дата обращения: 12. 02. 2017)

2. Bradburn N. The Structure of Psychological well–being Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.

3. Diener E. Cross–cultural correlates of life satisfaction and self–esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 68. P. 653–663.

4. Diener E. Subjective well–being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542–575.

5. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective Well–being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125 (2). P. 276–302.

6. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069–1081.

7. Ryff C. D. The structure of psychological well–being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719–727.

8. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003.

10. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере // Известия Саратовского ун-та, 2006. Т. 6. С. 104–109.

11. Панина Н. В. Индекс жизненной удовлетворенности. Москва, 1993.

12. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. Т. 1. С. 111–118.

13. Busseri M. A., Sadava S. W. A review of the tripartite structure of subjective wellbeing: Implications for conceptualization, operationalization, analysis, and synthesis // Personality and Social Psychology Review. 2011. № 15 (3). Р. 290–314.

14. Kahneman D., Diener E., Schwarz N. Well–being: The Foundations of Hedonic Psychology. NY.: Russell Sage Found, 1999. P. 3–25.

15. Keyes C. L. M., Shmotkin D., Ryff С. D. Optimizing well–being: The empirical encounter of two traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. P. 1007–1022.

16. Burns R. A., Machin M. A. Identifying gender differences in the independent effects of personality and psychological well-being on two broad affect components of subjective well-being // Personality and Individual Differences. 2010. № 48. P. 22–27.

17. Linley P. A., Maltby J., Woodc A. M., Osborne G., Hurling R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures // Personality and Individual Differences. 2009. № 47. P. 878–884.

18. Schimmack U. The structure of subjective well-being. The science of subjective well-being. New York, NY US: Guilford Press, 2008. Р. 97–123.

19. Howell R. T., Kern M. L., Lyubomirsky S. Health benefits: Metaanalytically determining the impact of well-being on objective health outcomes // Health Psychology Review. 2007. № 1. Р. 83–136.

20. Luhmann M., Schimmack U., Eid M. Stability and variability in the relationship between subjective well-being and income // Journal of Research in Personality. 2011. № 45 (2). Р. 186–197.

21. Luhmann M., Hofman W., Eid M., Lucas R. E. Subjective Well-Being and Adaptation to Life Events: A Meta-Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102. № 3. P. 592–615.

22. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Электрон. ресурс] // Развитие личности. 2015. № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe–zdorovie–lichnostiv–kontekste–vozrastnogo–razvitiya (дата обращения: 01.03.2017)

23. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа [Электрон. ресурс] // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihicheskogo-zdorovya-i-blagopoluchiya-cheloveka-obzor-kontseptsiy-i-opyt-strukturno-urovnevogo-analiza (дата обращения: 01.03.2017)

24. Смирнов Н. К., Валюженич М. В. Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы [Электрон. ресурс] // Непрерывное педагогическое образование.ru. 2012. № 1. Режим доступа: http://www. apkpro. ru/294. html (дата обращения: 12.02.2017)

25. Минюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94–101.

26. Полищук Е. С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 1. C. 35–44. Режим доступа: doi: 10. 17759/psyedu. 2016080104 (дата обращения: 12. 02. 2017)

27. Мерлин В. М. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика, 1986. 256 с.

28. Орлова Д. Г. Оценка психометрического качества и модификация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 3. C. 53–62.


Для цитирования:


Орлова Д.Г. ВЛИЯНИЕ ЭФФЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА СТРУКТУРУ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. Образование и наука. 2017;19(6):119-137. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-119-137

For citation:


Orlova D.G. THE EFFECT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING ON THE STUDENT’S INTEGRAL INDIVIDUALITY STRUCTURE. The Education and science journal. 2017;19(6):119-137. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-119-137

Просмотров: 553


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)