РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-25-40
Resumen
Введение. Переход общества к новому технологическому укладу приводит к социально-экономическим и технологическим изменениям, требующим своего отражения в сфере не только профессионального, но и общего школьного образования. Процессы модернизации содержания и технологий обучения особенно остро протекают в предметной области «Технология», которая является основой для формирования технологической культуры выпускников школ и успешного прохождения ими дальнейшей профессиональной подготовки.
Цель статьи – обосновать необходимость пересмотра содержания и выбора средств технологического образования в связи с формированием в обществе нового технологического уклада, изменением характера труда и базисных технологий производства.
Методология и методики. Методологической основой исследования явились концепции смены технологических укладов и типов организационной культуры, определяющие закономерности разнонаправленных кардинальных перемен в обществе в целом и в жизни отдельно взятого человека. В процессе работы автором применялись такие методы, как анализ существующего состояния системы технологического образования; постановка и концептуализация проблемы модернизации технологического обучения школьников; экспертный опрос; обобщение.
Результаты и научная новизна. Обоснованы потребность и неизбежность обновления содержания и средств технологического образования, которое определяет качество будущей профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда, последними достижениями в области техники и технологий, служит гарантией сохранения конкурентоспособности экономики страны в глобальных масштабах социально-экономического и технологического развития мирового производства. Описаны закономерности изменений технологической подготовки под влиянием смены технологических укладов (промышленных революций). Раскрыта сущность отвечающих вызовам времени содержания и средств технологического обучения. Предложены меры реализации такого обучения.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы исследователями технологического образования школьников, авторами и разработчиками новых подходов и концепций модернизации содержания и технологий обучения в предметной области.
Referencias
1. Чистякова С. Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. № 1. C. 101–123.
2. Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. Москва: Эслан, 2007. 181 с.
3. Хотунцев Ю. Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. 2006. № 4. С. 10–15.
4. Хамитов И. С., Гумерова Г. С. Формирование технологической культуры школьников. Москва: МПГУ, 2010. 154 с.
5. Горбунова Т. В. Методика производственного обучения: курс лекций. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. 100 с.
6. Атутов П. Р. Дидактика технологического образования. Москва: ИОСО, 1997. 285 c.
7. Махотин Д. А. Содержание технологического образования в российской школе: традиция и новации // East European Scientific Journal. Warsaw, Poland. 2016. № 5. С. 43–51.
8. Кальней В. А., Махотин Д. А., Ряхимова Е. Г. Цикличность развития технологического образования // Вестник Российской международной академии туризма. 2016. № 3. С. 61–68.
9. Научно-обоснованная концепция модернизации содержания и технологий обучения предметной области «Технология» / Российская академия образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. predmetconcept.ru/public/f48/download/4_4_Proekt_nauchno-obosn_konc_Tehnologija. pdf (дата обращения 10.02.2017 г.).
10. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.
11. Орешкина А. К., Махотин Д. А., Логвинова О. Н. Модернизация предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения // Школа и производство. 2016. № 8. С. 3–5.
12. Khotuntsev Y. L., Mahotin D. A. Improving the content of the subject area «Technology» according to experts, parents and pupils // Bulletin of Institute of Technology and Vocational Education. 2016. № 14. P. 114–119.
13. Горинский С. Г. Технология и STEM-образование в школе // Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе: материалы XXI Международной конференции по проблемам технологического образования. Москва: МПГУ, 2015. С. 17–23.
14. Махотин Д. А., Кальней В. А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 65–68.
15. Benchmarks for Science Literacy Project 2061. American Association for Advancement of Science. New York; Oxford: Oxford University Press, 1993. 418 p.
16. Technology Education for Teachers. Edited by P. John Williams. Hamilton, New Zealand: University of Waikato, 2012. 261 p.
17. Твердынин Н. М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образовательном пространстве: монография. Москва: Социальный проект, 2008. 320 с.
18. Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества. Москва: Академия, 1999. 348 c.
19. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 7. P. 2639–2650.
20. Zinnatova M. V., Konovalova M. E., Makarova N. V. The Professional Transspective of the Students in the Conflicting Realities of the Post-industrial Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 14. P. 6925–6933.
21. Махотин Д. А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2. № 2 (117). С. 301–305.
Recensión
Para cita:
Mahotin D.A. THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN TECHNICAL EDUCATION IN THE TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL PARADIGM. The Education and science journal. 2017;19(7):25-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-25-40