ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-60-76
Resumen
Введение. В современный образовательный процесс все активнее внедряются нейротехнологии, созданные с учетом принципов функционирования нервной системы. Использование устройств на основе нейротехнологий дает возможность создавать новые образовательные продукты, расширять содержание образования посредством перехода от текстового, графического и звукового наполнения содержания образовательного процесса к использованию тактильного, моторного, эмоционального и иного контента. Одной из наиболее перспективных для области образования нейротехнологий является метод биологической обратной связи (БОС), который позволяет определить состояние обучающихся и изменения тех или иных их физиологических процессов и, исходя из полученных данных, скорректировать образовательный процесс, улучшить его качество и результативность.
Цель описанной в статье экспериментальной работы – выявление перспективных возможностей применения метода биологической обратной связи в исследованиях в сфере образования.
Методология и методики. Авторами статьи было проведено пилотное исследование с использованием метода БОС для изучения влияния технологий активного обучения на психофизиологическое состояние студентов специальности «Реклама в связи с общественностью». Для формирования фокус-групп студентов (контрольной и экспериментальной) использовались методика PEN; для обработки результатов – психофизиологическая методика CMS. В ходе работы применялись метод сравнительного анализа, индукция и обобщение.
Результаты. Для оперативного изучения текущего психологического состояния по психофизиологическим признакам и эффекта от воздействия активных методов обучения на состояние психики студентов по данным кардиоритмограммы была получена объективная картина свойств психического состояния обучающихся в реальном времени.
Основными результатами пилотного исследования явились количественные (в процентах) значения параметров текущего психического и психологического состояний испытуемых, отражающие степень выраженности таких свойств, как общий адаптивный ресурс, степень подвижности (лабильности) психических процессов, невротичность, продуктивность психики и др. (всего 19 параметров). Была определена степень сходства или различия состояния учащихся с имеющимися образцами (эталонами) оптимального состояния. Результаты замеров показали, что в экспериментальной группе адаптивность выше, а значения аффективности, невротичности, раздражительности, эпилептоидности, ригидности ниже эталонных.
Научная новизна. На основе полученных данных установлено, что применение активных методов обучения в отличие от традиционных является более эффективным с точки зрения воздействия на самочувствие, адаптивность и продуктивность психики студентов. Благодаря позитивному эмоциональному фону обучающиеся легче решают творческие и мыслительные задачи, лучше усваивают сложный учебный материал.
Практическая значимость. Материалы пилотного исследования могут оказать помощь при диагностике эмоционального состояния учащихся во время занятий; в совершенствовании организации образовательного процесса и в изучении вопросов мотивации получения студентами знаний, требующихся для предстоящей профессиональной деятельности.
De los autores
М. АбабковаRussian Federation
В. Леонтьева
Russian Federation
Referencias
1. Иващенко О. И. Перспективы использования метода биологической обратной связи в нейротерапии хронических заболеваний // Научно-практическая конференция. Опыт лечения и диагностики. К 20-летию клинической больницы МСЧ № 1 АМО ЗИЛ. Москва, 2001. С. 66–69.
2. Кунельская Н. Л., Резакова Н. В., Гудкова А. А., Гехт А. Б. Метод биологической обратной связи в клинической практике // Журнал неврологии и психиатрии [Электрон. ресурс]. 2014. № 8. C. 46–50. Режим доступа: http://www.mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2014/8/downloads/ru/031997–7298201487 (дата обращения: 10.03.2017).
3. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Нейромаркетинг в образовании: возможности и вызовы новых технологий // Конфликтология: ежеквартальный научно-практический журнал. 2016. № 1. С. 221–242.
4. Анализ состояния и динамики мирового рынка нейротехнологий [Электрон. ресурс] // Сибирский фронтир. Экспертно-аналитический портал. Режим доступа: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/04/RVK_Analiz-sostoyaniya-i-dinamiki-mirovogo-ryinka-neyrotehnologiy_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
5. Абабкова М.Ю. Технологии нейромаркетинга в образовании: монография. Санкт-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2017. 242 с.
6. Oman D., Shapiro S. L., Thoresen C. E., Plante T. G., Flinders T. Meditation Lowers Stress and Supports Forgiveness Among College Students: A Randomized Controlled Trial // Journal of american college health. 2008. Vol. 56. № 5. Р. 569–578. Available at: https://www.academia.edu/1121114/Meditation_lowers_stress_and_supports_forgiveness_among_college_students_A_randomized_controlled_trial(Accessed 16 February 2017).
7. Ratanasiripong P., Ratanasiripong N., Kathalae D. Biofeedback Intervention for Stress and Anxiety among Nursing Students: A Randomized Controlled Trial // ISRN Nursing. 2012. Р. 1–5. doi: 10.5402/2012/827972. Available at: http://www.heartmath.com/wp-content/uploads/2014/04/biofeedback_intervention_stress_nursing_students.pdf (Accessed 16 February 2017).
8. Howard-Jones P. Neuroscience and Education: A Review of educational Interventions and Approaches Informed by Neuroscience // Education Endowment Foundation, Millbank, UK. 2014. Full Report and Executive Summary. Available at: https://educationendowmentfoundation.org.uk/uploads/pdf/NSED_LitReview_Final.pdf (Accessed 10 March 2017).
9. Simmonds A. How neuroscience is affecting education: Report of teacher and parent surveys. London: Wellcome Trust, 2014. Available at: https://wellcome.ac.uk/sites/default/files/wtp055240.pdf (Accessed 10 March 2017).
10. Schwartz D. L., Blair K. P., Tsang J. M. How to build educational neuroscience: Two approaches with concrete instances // British Journal of Educational Psychology. Monograph. 2012. Series II (8). P. 9–27.
11. Вартанова Т. С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования // Общие вопросы применения БОС: сборник статей. Санкт-Петербург: АО «Биосвязь», 2008.
12. Трайндл А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2017. 114 с.
13. Пискун О. Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки. 2011. № 11 (81). С. 123–126.
14. Ковалевская Е. В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в условиях интерактивного обучения [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 48–58. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Kovalevskaya.html (дата обращения: 10.03.2017).
15. Юматова Ю. В. Изучение корреляций психофизиологических особенностей студентов в условиях учебного стресса // Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 62–65.
16. Леонтьева В. Л. Профессиональное «выгорание» персонала вуза на примере сотрудников Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 2. С. 974–977.
17. Силантьева О. В. Технологии биологической обратной связи (БОС) в работе психолога образования // Актуальные проблемы науки и образования: Теория и практика. VI региональная научно-практическая конференция с международным участием: сборник научных трудов. Москва: Петит, 2015. С. 167–172.
18. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Адаптация иностранных студентов на семинарских занятиях в мультикультурных группах // Россия в глобальном мире. 2014. № 5 (28). С. 13–17.
19. Пискун О. Е., Петрова Н. Н., Фролов Б. С., Овечкина И. В., Бондарчук И. Л. Опыт применения методики объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности ПАК CMS для оценки уровня адаптации и риска кризисных состояний студентов иностранного факультета СПбГТУ // Кризисные состояния: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи: сборник научных статей. 2016. С. 84–93.
20. Гафуров Б. Г., Махкамова Н. У., Овечкина И. В. Экспериментальное исследование применимости ПАК «CMS» в неврологической клинике // Неврология. 2000. № 4. C. 6–12. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/Nevropatology.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
21. Hebb D. O. The organization of behavior: a neuropsychological theory. New York, 2002.
Recensión
Para cita:
Ababkova M.Yu., Leontieva V.L. BIOFEEDBACK AS A METHOD FOR STUDENTS’ MENTAL STATE ASSESSMENT. The Education and science journal. 2017;19(7):60-76. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-60-76