Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В ОЦЕНКЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-97-118

Аннотация

Введение. В современных социально-экономических условиях воспитание конкурентоспособного студента является стратегически значимой задачей системы высшего профессионального образования. Личностная конкурентоспособность и конкурентоориентированность – приоритетное качество будущего специалиста для успешного осуществления дальнейшей трудовой деятельности.

Цель представленного в статье исследования – изучение факторов формирования конкурентоориентированности и критериев оценки конкурентоспособности студенческой молодежи в российском обществе.

Методология и методики. Обобщены результаты теоретических исследований отечественных и зарубежных исследователей; произведены вторичный анализ данных по результатам социологических исследований и анализ официальных статистических данных. На основе статистических методов одной из версий программы IBM SPSS Statistics 23 обработаны и изучены результаты социологического опроса, предпринятого в 2017 г. в форме анкетирования, в котором приняли участие 1196 студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования Тюменской области.

Результаты и научная новизна. Установлено, что, чем старше студент, тем более конкурентоспособным он себя ощущает. Выявлено, что четверть студентов, принявших участие в опросе, в основном представителей сильного пола, считают себя конкурентоспособными. У этих респондентов зафиксировано наличие продолжительной дистанции целеполагания – в каждом третьем случае они имеют планы профессионального роста на пять и более лет, что позволяет им выстроить привлекательные конкурентные стратегии. Обнаружено, что уровень конкурентоспособности прямо пропорционально связан с такими переменными, как «принадлежность к социальному слою», «общая удовлетворенность жизнью», «самооценка здоровья», «стремление вести здоровый образ жизни». Студенты, ориентированные на конкуренцию, смотрят на будущее с уверенностью и оптимизмом. Представители данной категории учащихся чаще стремятся демонстрировать собственные способности ради того, чтобы вызывать восхищение коллег и друзей; считают, что к делу следует подходить творчески; любят неожиданности, веселье, приключения, склонны к риску. Неконкурентоспособные, согласно собственным оценкам, молодые люди, напротив, как правило, стараются быть простыми и скромными, не привлекать к себе внимания; полают, что необходимо соблюдать установленные правила, даже если в этот момент за ними никто не наблюдает; избегают возможности осуждения окружающими их людьми. Трехкратный, а иногда пятикратный разрыв между некоторыми показателями, выведенными на основе ответов на разные блоки анкеты конкурентоспособных и неконкурентоспособных по самоощущениям студентов, свидетельствует о сформированности принципиально различных жизненных стратегий.

Практическая значимость. Выделенные факторы формирования конкурентоориентированности и критерии оценки конкурентоспособности могут служить основой для разработки организационно-управленческих решений в системе профессионального образования. 

Об авторе

Г. З. Ефимова
Тюменский государственный университет
Россия

кандидат социологических наук, доцент, заведующая социологической лабораторией кафедры общей и экономической социологии,

Тюмень



Список литературы

1. Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В. и др. Индикаторы образования 2016: статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2016. 320 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209800/Индикаторы образования 2016.pdf

2. Громов А. Д., Платонова Д. П., Семенов Д. С., Пырова Т. Л. Доступность высшего образования в регионах России. Москва: НИУ ВШЭ, 2016. 32 с. (Современная аналитика образования. № 8) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/01/30/1114281696/САО%208_финал-электронный.pdf

3. Кузнецова А. Р., Ягафарова В. А. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 31–33.

4. Бесчасная А. А., Бесчасный А. А. Выбор профессии и качество образования как факторы успешной профессиональной карьеры выпускников вузов // Теория и практика общественного развития [Электрон. ресурс]. 2017. № 1. С. 16–21. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2017/1/sociology/beschasnaya-beschasny.pdf

5. Львов Л. В., Перевозова О. В. Формирование конкурентоспособности менеджеров в компетентностно-контекстной системе профессионального образования: монография. Москва: СГУ, 2010. 250 с.

6. Droppe A., Soderfeldt B. What is academic quality? On the decline of academic autonomy // Sociologisk Forskning. 2010. Т. 47. № 3. P. 57–74.

7. King R. B., McInerney D. M., Watkins D. A. Competitiveness is not that bad… at least in the East: Testing the hierarchical model of achievement motivation in the Asian setting // International journal of intercultural relations. 2012. Т. 36. № 3. P. 446–457.

8. Antonio Garcia-Martinez J., Gutierrez-Hita C., Sanchez-Soriano J. Competitiveness, cooperation, and strategic interaction a classroom experiment on oligopoly // Revista internacional de sociologia. 2012. Т. 70. № 1. P. 167–187.

9. Tang Shi-Ming, Shi Fang-Miao, Chen Xi. Career Competitiveness of College Graduates: Issues and Problem Solving // International Conference on Sociology and Psychology (ICSP). Местоположение: Changsha, PEOPLES R CHINA, 2015. P. 171–175.

10. Радаев В. В. Что такое конкуренция? // Экономическая социология [Электрон. ресурс]. 2003. С. 16–25. Режим доступа: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204948/ecsoc_t4_n2.pdf#page=16

11. White H. C. Markets from Networks: Socioeconomic Models of Production. Princeton: Princeton University Press, 2002. P. 38–79.

12. Терелянская И. В. Исследование конкурентоспособности студентов вуза как интегральной характеристики личности // Высшее образование сегодня. 2012. № 4. С. 26–28.

13. Львов Л. В., Перевозова О. В. Содержание феномена «конкурентоустойчивость» в профессиональном образовании // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. 2014. Т. 67/2. С. 52–57.

14. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.

15. Резник С. Д. Кто научит студента жить? // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 146–152.

16. Парыгин Б. Д. и др. Практикум по социально-психологическому тренингу. С.-Петербург: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. 352 с.

17. Резник С. Д., Коновалова Е. С., Сочилова А. А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы. Москва: Инфра-М, 2013. 213 с.

18. Резник С. Д., Коновалова Е. С. К проблеме конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений // Экономическое возрождение России. 2012. № 1. С. 18–26.

19. Резник С. Д., Черниковская М. В., Сочилова А. А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 399–402.

20. Занаев С. С. Конкурентоспособность и конкурентоориентированность как педагогические категории // Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 4. С. 221–225.

21. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России [Электрон. ресурс] // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2005 / отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 10–43. Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Srednij klass kak socialnaya baza.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова Г.З. КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В ОЦЕНКЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2017;19(7):97-118. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-97-118

For citation:


Efimova G.Z. COMPETITIVENESS AND COMPETITIVE ORIENTATIONS: EVALUATION OF STUDENTS. The Education and science journal. 2017;19(7):97-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-97-118

Просмотров: 1301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)