Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

Аннотация

Введение. В условиях тотальной информатизации общества, кардинальных технологических изменений, укрепляющейся взаимосвязи образования, науки и производства, активного внедрения в практику профессиональных стандартов все более пристальным становится внимание общества к проблеме подготовки и совершенствования квалификации кадров. Существующая система повышения квалификации педагогических работников нуждается в реорганизации и модернизации. Актуальным становится поиск соответствующих современным реалиям форматов, моделей и технологий непрерывного обучения и переобучения специалистов сферы образования.

Цель статьи – показать возможности инновационной технологии организации дистанционного обучения в виде массовых открытых онлайн-курсов (МООКов), предназначенных для повышения квалификации педагогов.

Методы исследования. В ходе работы использовались методы системного анализа, синтез и обобщение. Описан эксперимент по разработке и апробации онлайн-курсов.

Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «массовый открытый онлайн-курс», рассматриваемое как форма электронного удаленного обучения, которое осуществляется на базе образовательного мультимедийного контента и в котором в интерактивном режиме участвует большое количество слушателей. Показаны преимущества МООК в организации гибридных форм дистанционного обучения: подобные курсы позволяют сочетать плановые онлайн-взаимодействия обучающихся с лекторами и тьюторами, массовые дискуссии на злободневные профессиональные темы, офлайн-изучение записей учебных материалов и самостоятельную сетевую работу слушателей.

Представлена модель повышения квалификации педагогических кадров на основе МООК и реализации принципов открытого образования: открытой платформы, открытого расписания, открытого обучения, открытой аттестации. Обозначены основные подходы к формированию новой образовательной среды с использованием МООК как инновационной платформы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кратко изложен опыт апробации МООКов, разработанных в Тольяттинском государственном университете.

Практическая значимость. Авторы убеждены, что массовые открытые онлайн-курсы – перспективная форма электронного обучения в сетевых профессиональных сообществах. Предложенная инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров позволяет оперативно претворять в жизнь передовые педагогические идеи и применять средства обучения, созданные на основе современного информационного и коммуникационного инструментария. Данная технология может быть использована менеджерами межотраслевых институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. 

Об авторах

О. М. Гущина
Тольяттинский государственный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики,

Тольятти



О. П. Михеева
Тольяттинский государственный университет
Россия

старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики,

Тольятти



Список литературы

1. Чупрунова Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 26. С. 502–505.

2. Жижина И. В. Организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 79–82.

3. Копытова Н. Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов // Гаудеамус. 2015. № 2 (26). С. 37–41.

4. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93–99.

5. Ebner M., Lackner E., Kopp M. How to MOOC? A pedagogical guideline for practitioners // The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. 2014. P. 215–222.

6. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и общество. 2015. № 1 (42). С. 105–108.

7. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148–155.

8. Андреев А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150–155.

9. Ross J., Sinclair C., Knox J., Bayne S. & Macleod H. Teacher Experiences and Academic Identity: The Missing Components of MOOC // Pedagogy’ Journal of Online Learning and Teaching. 2014. Vol. 10. № 1. P. 57–69.

10. Михеева О. П. Терминологические проблемы электронного обучения // Труды Международной научно-технической конференции «Перспективные информационные технологии (ПИТ 2016)». 2016. С. 768–771.

11. Guàrdia L., Maina M., & Sangrà A. MOOC design principles: A pedagogical approach from the learner’s perspective // ELearning Papers. 2013. № 33 (4). P. 1–6. Available from: http://www.openeducationeuropa.eu/en/download/file/fid/27126 (Accessed 22.01.2017).

12. Maureen Ebben, Julien S. Murphy. Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship // Learning, Media and Technology. 2014. № 39 (3). P. 1–18. Available from: http://dx.doi.org/10.1080/17 439884.2013.878352 (Accessed 12.02.2017).

13. Jon Baggaley MOOC rampant // Distance Education. 2013. Vol. 34. № 3. P. 368–378. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/01587919.2013.8 35768 (Accessed 29.01.2017).

14. Clarà M., Barberà E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology // Distance Education. 2013. Vol. 34. № 1. P. 129–136.

15. Можаева Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 56–65.

16. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт. 2014. № 28 (907). С. 14.

17. Травкин И. Ю. Актуальные направления развития российских проектов МООК // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции, март – апрель 2014 г., Москва. Москва: НОУ ИКТ, 2014. С. 94–96.

18. Meisenhelder S. MOOC mania // Thought & Action. 2013. Available at: https://www.nea.org/assets/docs/HE/TA2013Meisenhelder.pdf (Accessed 19.02.2017).

19. Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579–587.

20. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн-курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1 (26). С. 89–98.

21. Moore M. G. Independent Learning, MOOCs, and the Open Badges Infrastructure // American Journal of Distance Education. 2013. Vol. 27. Issue 2. P. 75–76.

22. Bal V., Mozhaeva G. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation. Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and Innovation Based Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11–13, 2014. Proceedings. Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2014. P. 241–244.


Рецензия

Для цитирования:


Гущина О.М., Михеева О.П. МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. Образование и наука. 2017;19(7):119-136. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

For citation:


Gyshchina O.M., Mikheeva O.P. MASSIVE OPEN ONLINE COURSES FOR PEDAGOGICAL STAFF TRAINING. The Education and science journal. 2017;19(7):119-136. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-119-136

Просмотров: 1695


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)