ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-175-193
Аннотация
Введение. В связи с акцентированием в современном обществе ценности каждой личности, способной внести свой посильный вклад в прогрессивное экономическое, технологическое, интеллектуальное развитие цивилизации, актуализируются гуманистические задачи реабилитации и успешной социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями, возникающими по причине различных отклонений от норм физического и интеллектуального развития. Данные задачи призвана решать лечебная педагогика – интегративное научное направление, возникшее на стыке педагогики, психологии и медицины.
Цели статьи – представить ретроспективный анализ становления и тенденций развития лечебной педагогики в России и за рубежом; раскрыть этапы ее развития и акцентировать значимость наследия трудов российских и европейских ученых, оказавших наибольшее влияние на формирование рассматриваемого научно-практического направления педагогических исследований.
Методология и методики. Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, дедукция, индукция и обобщение.
Результаты и научная новизна. На основе изучения исторических источников, психолого-педагогических и медицинских публикаций и документов выделены и описаны с точки зрения аксиологического и антропологического подходов этапы становления лечебной педагогики, трудности на пути ее развития как интегративной научной отрасли. Подтверждены ценность и жизнеспособность научных идей великих педагогов и антропологов прошлого, в частности положений их концепций формирования гуманной лечебно-педагогической среды. Обозначено исследовательское поле современной лечебной педагогики, которое включает изучение вопросов здоровьесбережения; реабилитации физического и психического самочувствия ребенка; поиск оптимальных способов душевно-духовной организации его жизни, методов, активизирующих внутренние силы и резервы ученика, лечебно-профилактических мер по предотвращению так называемых дидактогенных заболеваний; разработку технологий и техник содействия освоению детьми навыков психогигиены, релаксации, формирования потребности в здоровой и репродуктивной жизни. Лечебно-педагогическая деятельность в настоящее время находит широкое применение в инклюзивном образовании, в социальной терапии, в практике сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении, и детей с девиантным поведением.
Сделан вывод о том, что работы по лечебной педагогике, изданные в последнее время, объединяет общность убеждения авторов в том, что лечебно-оздоровительную педагогическую деятельность следует рассматривать через призму интегративно-оздоровительных и образовательных средств, направленных на эмоционально-позитивное взаимодействие педагога с ребенком.
Практическая значимость. Результаты исследования и введенные в научный оборот факты могут быть интересны и полезны преподавателям при подготовке общих и специальных курсов по истории образования и педагогики, а также учителям, воспитателям, социальным педагогам и реабилитологам.
Об авторах
С. В. Шмачилина-ЦибенкоРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики,
Краснодар
Е. А. Будько
Россия
психолог,
Симферополь
Список литературы
1. Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: СВ, 1998. С. 243–251.
2. Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Москва: ВЛАДОС, 2006. 89 с.
3. Новолодская Е. Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования // Педагог. Наука, технология, практика. 1999. № 2. С. 107.
4. Фуряева Т. В., Яценко И. А. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики // Педагогика [Электрон. ресурс]. 2003. № 7. С. 98–104. Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1193140333&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (дата обращения: 14.11.2015).
5. Белякова Л. Ю. Педагогическая деятельность и взгляды Г. Я. Трошина // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000. № 1 (18). С. 77–85.
6. Кащенко В. П. Нервность и дефектность в дошкольном и школьном возрасте. Москва: Школьная пресса, 2005. 144 с.
7. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2000. 304 с.
8. Ревякина В. И. Сравнительный анализ социально-педагогических экспериментов В. С. Пирусского, В. П. Кащенко, С. Т. Шацкого (1895 – начало XX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 158.
9. Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сборник статей. С.-Петербург: Нестор-История, 2011. С. 291–313.
10. Лаврентьева З. И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. Новосибирск: Светлица, 2008. 396 с.
11. Кениг К. Что такое лечебная педагогика? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://bdn-steiner.ru (дата обращения: 15.10.2015).
12. Штайнер Р. Курс лекций по лечебной педагогике / перевод с нем. И. Карташовой. Калуга: Духовное познание, 2015. 256 с.
13. Кениг К. Лечебно-педагогическая диагностика. Чебоксары: Антропософский центр социальной терапии, 2001. 192 с.
14. Хелльбрюгге Т. Концепция социально-педиатрической реабилитации развития // Мама: альманах. 1994. Вып. 1. С. 137–146.
15. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн. I. Москва: Амрита, 2010. 288 с.
16. Дубровский А. А., Фурсенко Л. И. Очерки лечебной педагогики: учебно-методическое пособие. Одесса: Астропринт, 1999. 198 с.
17. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Москва: ВЛАДОС, 1997. 304 с.
18. Волкова В. К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. Тюмень: Вектор Бук, 2000. 152 с.
19. Голиков Н. А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. Тюмень: Вектор Бук, 2003. 224 с.
20. Хольм П., Симакова В. Лечебная педагогика и социальная терапия // 60 параллель. 2008. № 4 (31). С. 140–142.
Рецензия
Для цитирования:
Шмачилина-Цибенко С.В., Будько Е.А. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. Образование и наука. 2017;19(7):175-193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-175-193
For citation:
Shmachilina-Tsybenko S.V., Bud'ko E.A. STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CURATIVE PEDAGOGICS IN RUSSIA AND ABROAD. The Education and science journal. 2017;19(7):175-193. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-175-193