СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫБОР ПУТИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-29-46

Полный текст:


Аннотация

Введение. Модернизация образования и формирование его содержания в соответствии с современными реалиями и в свете перспектив развития общества являются сегодня наиболее острыми проблемами, так как от их решения зависит будущее страны. Цель статьи – обосновать необходимость при проведении образовательных реформ опоры на достижения отечественной педагогической науки, на использование идей выдающихся российских ученых-педагогов, богатое наследие и идеи классиков педагогики, а также на привлечение к активному участию в модернизационных процессах широкой педагогической общественности. Методология и методики. В исследовании использовались такие теоретические научные методы, как анализ педагогической и методической литературы, нормативных документов; исторический, сравнительно-сопоставительный и логический виды анализа содержания образования; прогнозирование. Результаты и научная новизна. Выделены два основных диаметрально противоположных направления стратегических целей образования, от выбора которых будет зависеть будущее России. Первое связано с раскрытием способностей каждого ученика, развитием аналитических способностей и критического мышления, воспитанием личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Второе нацелено на подготовку потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других, готового для жизни в «обществе навыков». Первое направление требует наличия в образовании фундаментальной составляющей, ориентированной на стратегические перспективы; второе – утилитарно-практического обучения, удовлетворяющего преходящие сиюминутные запросы. На основе концепции содержания образования, ядром которой является идея трансляции последующим поколениям социокультурного опыта, продемонстрирована тесная взаимосвязь знаний и навыков. Констатируется, что без знаний, приобретая только набор определенных навыков, человек превращается в робота-исполнителя, который не может самостоятельно действовать в критических ситуациях. Утверждается целесообразность разумного сочетания консервативности и инновационности при изменении содержания образования и осуществлении реформ. Подчеркивается требование осторожного обращения с высокочувствительной сложной образовательной системой, эффективное управление которой возможно лишь при мягком вмешательстве в ее внутренние процессы, а не через навязывание жестких планов и схем, чреватое разрушением системы, на что указывают положения синергетической методологии. Практическая значимость. Материалы статьи вносят свою лепту в прогнозирование возможных сценариев развития образования и будут интересны как методологам и специалистам управления образованием, так и преподавателям выcшей школы, учителям и всем, кто заинтересован в благополучном будущем российской системы образования, а значит, и государства в целом.

 

 


Об авторе

В. А. Тестов
Вологодский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и методики преподавания математики 



Список литературы

1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010.

2. Смирнов И. П. Дидактика: развитие или застой? // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 133–144. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–1-133–144

3. Усольцев А. П. Инфляция компетентностного подхода в отечественной педагогической науке и практике // Образование и наука. Т. 19. № 1. 2017. С. 9–24. DOI: 10.17853/1994–5639–2017–1-9–25

4. Valehov J. F. The role of education in the formation of knowledge society // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 42–54.

5. Тестов В. А. Фундаментальность образования: современные подходы // Педагогика. 2006. № 4. С. 3–7.

6. Тестов В. А. Педагогическое мировоззрение и современная научная картина мира // Педагогика. 2011. № 1. С. 34–42.

7. Тестов В. А. Математическое образование в условиях сетевого пространства // Образование и наука. 2013. № 2. С. 111–121.

8. Тестов В. А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. 2016. № 1. С. 4–20. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–1-4–20

9. Тестов В. А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты: монография. Вологда: ВГПУ, 2012. 176 с.

10. Тестов В. А., Голубев О. Б. Образование в информационном обществе: переход к новой парадигме: монография. Вологда: ВоГУ, 2016. 176 с.

11. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6. С. 11–22. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–6-11–22

12. Елисеев Ю. С., Малинецкий Г. Г., Медведев А. А., Харин А. А. Инновационный императив // Вестник Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2004. № 1. С. 61–70.

13. Васильев В. А. Отказ от фундаментальности образования делает «компетенции» заведомой фикцией // Троицкий вариант, 16 августа 2011 г. № 85. С. 6–7.

14. Тихомиров В. М. О возможности единого подхода к математическому образованию в школе, вузе, университете // Труды IX Международных Колмогоровских чтений: сборник статей. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 8–13.

15. Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Образование и наука. 2006. № 2 (38). С. 120–127.

16. Zavodchikov D. P., Sharov A. A., Tolstykh A. A., Kholopova E. S. & Krivtsov A. I. Particular Features of Interrelation of Motivation, Values and Sense of Life’s Meaning as Subjective Factors of Individualizing Trajectory in the System of Continuous Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8252–8268.

17. Perminov E. A., Anakhov S. V., Grishin A. S. & Savitskiy E. S. On the Research of the Methodology of Mathematization of Pedagogical Science // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (16). Р. 9339–9347.

18. Солодова Е. А. Методология формирования современного синергетического мировоззрения студентов на основе трансдисциплинарного подхода // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С. 3–17.

19. Davydova N. N., Dorozhkin Е. М. & Fedorov V. A. Innovative process development in the framework of scientific educational network: Management model // Naukovyi Visnyk Natsіonalnoho Hіrnychoho Unіversitetu. 2016. № 5. Р. 157–163.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тестов В.А. СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫБОР ПУТИ. Образование и наука. 2017;19(8):29-46. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-29-46

For citation: Testov V.A. CONTENT OF MODERN EDUCATION: CHOICE OF THE PATH. The Education and science journal. 2017;19(8):29-46. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-29-46

Просмотров: 258

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)