РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-47-74

Полный текст:


Аннотация

Введение. Высокий уровень экологической культуры в современном обществе является важнейшим условием самосохранения и устойчивого развития человеческой цивилизации. Процессы глобализации заставляют рассматривать экологические проблемы с опорой на поликультурную практику, учитывать национальные и региональные особенности в их целостности и совокупности, для чего требуется международное сотрудничество не только на правительственном уровне, но и на уровнях экспертных сообществ, отдельных страт социума и конкретных граждан. На это указывают многочисленные исследования, материалы и документы международных форумов, саммитов и конференций ООН и ЮНЕСКО. Цель данной публикации – представить авторский дидактический комплекс средств развития экологической культуры студентов и продемонстрировать потенциал преподавания иностранных языков (на примере французского) для формирования экологической культуры студентов посредством развития межкультурной коммуникативной компетентности. Методология и методики. При создании интегративной модели развития экологической культуры в качестве ведущего был избран культурологический подход. Во время работы были использованы системный анализ содержания экологического образования; обобщение теории и практики реализации международных стратегий развития экологической культуры и анализ эффективности педагогических технологий, предназначенных для этой цели; моделирование процесса формирования экологической культуры студентов. Диагностика компонентов экологической культуры студентов осуществлялась с помощью очного анкетирования, наблюдения, сравнительного анализа групповых взаимодействий учащихся. Были задействованы также педагогический констатационный эксперимент, методы педагогического проектирования форм организации образовательной среды, дизайн образовательной программы, методы графического представления результатов исследования. Результаты и научная новизна. Выделены принципы развития экологической культуры. Обосновывается, что основным механизмом этого развития в глобальном мире становится межкультурная коммуникация. Произведен отбор наиболее продуктивных, с точки зрения авторов, инновационных педагогических технологий формирования экологической компетентности студентов. На основе полученных анкетных данных определены факторы, способствующие, по мнению студентов, повышению уровня индивидуальной экологической культуры. Выяснилось, что наибольшее значение учащиеся придают участию в международных экологических проектах, экологическому туризму и знакомству с традициями разных народов; вместе с тем очень низко оценивают роль знания иностранных языков, чтения зарубежных непере-водных источников по вопросам экологии и в целом значимость межкультурного общения. Сделан вывод о том, что при изучении иностранных языков в вузе не уделяется должного внимания вопросам экологической культуры и обучающиеся практически не получают опыта межкультурного взаимодействия. Предложена интегративная дидактическая модель формирования экологической культуры студентов, системообразующим ядром которой является межкультурная коммуникация. На базе модели спроектирована образовательная программа курса «Развитие экологической культуры студентов в процессе межкультурной коммуникации на французском языке»; описаны итоги ее апробации. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны для совершенствования содержания дисциплины «Иностранный язык» и в целом образовательного процесса в высшей школе, направленного на развитие экологической культуры студентов.

 

 

 


Об авторах

Л. М. Андрюхина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

доктор философских наук, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии



Н. Ю. Фадеева
Уральский государственный федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

президент региональной общественной организации «Друзья Франции», старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках 



Жерар Де Негри
Высшая государственная горная школа, Алес
Франция

преподаватель английского языка и литературы, магистр 



Список литературы

1. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. Москва: Акрополь; Центр экологической политики и культуры; Центр экологической политики России, 2008. 340 с.

2. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. Москва: Акрополь; Центр экологической политики и культуры; Центр экологической политики России, 2008. 340 с.

3. Захаров В. М., Колесова Е. В. Роль профессиональных коммуникаций в развитии экологического образования и просвещения // Вестник ЮНЕСКО. 2015. № 26. С. 76–84.

4. Кошарская Е. В. Формирование экологической культуры студентов – будущих химиков в процессе экологически ориентированного обучения английскому языку // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 151–156.

5. Мюлдер Е. В. К вопросу о реализации национальной стратегии образования для устойчивого развития в России // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2013. № 6. С. 43–56. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=10955 (дата обращения: 20.08.2016).

6. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития / под науч. ред. О. М. Дорошко. Гродно: ГрГУ, 2010. 303 с.

7. Авдеева E. H. Формирование экологической культуры студентов при обучении в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». 2007. № 2. С. 123–126.

8. Котоваева Г. Н., Гадзаова Л. П., Дреев Б. Т. Формирование экологической культуры студентов на занятиях по иностранному языку // Развитие регионов в ХХI веке: сборник материалов I Международной научной конференции. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова. 2013. С. 282–284.

9. Кучеров А. В., Шибилева О. В. Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 561–563.

10. Мазуров Ю. Л. Национальная политика России в области образования в интересах устойчивого развития: контекстуальный дискурс // Вестник ЮНЕСКО. 2015. № 26. С. 50–54.

11. Lindsay J. The Global Educator Leveraging Technology for Collaborative Learning & Teaching // ISTE. GLBLRN. 2016.

12. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural сommunicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. P. 124.

13. Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 320–330

14. Наролина В. И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения // Психологическая наука и образование [Электрон. ресурс]. 2010. № 2. С. 1–13. Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_2_Narolina.pdf (дата обращения: 31.03.2016).

15. Асафова Е. В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. С. 157.

16. Видревич М. Б., Жуковский В. М., Андрюхина Л. М. Учебно-методический комплект по курсу «Наша окружающая среда» // Известия УрГУ. 2002. № 23. С. 98–105.

17. Дорошко О. М. Экологическая культура: педагогический аспект. Гродно: ГрГУ, 2001. 234 c.

18. Ильясова И. С. К вопросу о формировании экологической культуры студентов ссуза // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 15. С. 65–70.

19. Ильясова И. С. Развитие экологической культуры студентов в ходе изучения курса «Экологическое право» // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2008. Вып. VI, Т. III. С. 288–289.

20. Фортунатов А. А. Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 199–207.

21. Чеканушкина Е. Н. Формирование экологической культуры личности. // Фундаментальные исследования / Академия естествознания. 2007. № 1. С. 61.

22. Глухова Ю. Н. Использование дополнительных материалов на уроке французского языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 8. С. 15–17.

23. Меделян Е. В. Развитие экологической грамотности // Сборник научно-методических статей. Владивосток: ПИППКРО, 2004.С. 26–32.

24. Бабашина М. Г. Особенности экологической культуры студентов России и Германии: сравнительный социологический анализ // Вестник МГЛУ. 2013. Вып. 24 (684). С. 19–30.

25. Жабо Н. И. Системы экологических терминов русского и французского языков: типология, семантика и функции: монография. Москва: РУДН, 2015. 124 с.

26. Альбрехт Н. В., Кондюрина И. М. Иноязычная коммуникация как средство развития профессиональной мобильности студентов неязыкового вуза: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013, 243 с.

27. Бахмутская Ю. А. Формирование экологической культуры студентов средствами иностранного языка в неязыковом вузе // Аграрная наука – сельскому хозяйству: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 3 кн. Барнаул: Алтайский ГАУ, 2017. Кн. 1. С. 49–51.

28. Ремигина Е. А. Проблемы развития экологической культуры современного специалиста в вузе // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2008. С. 121–125.

29. Sikorskaya G. P., Akimova O. B., Dorozhkin E. M. & Yakhneeva I. V. No-ospheric Pedagogy: The Expansion of the Humanitarian Space of Vocational and Pedagogical Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). Р. 6963–6975.

30. Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. 1990. № 1. Р. 62–93.

31. Дорошенко Н. С. Особенности экологического сознания российских и немецких студентов и его развитие в процессе обучения // Научный вестник АППРО. 2010. С. 43–48.

32. Дорошенко Н. С. Сравнительный анализ экологического сознания российских и немецких студентов // Иностранные языки в школе. 2016. № 5. С. 41–44.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю., Де Негри Ж. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. Образование и наука. 2017;19(8):47-74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-47-74

For citation: Andryukhina L.M., Fadeeva N.Y., De Negri G. DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE. The Education and science journal. 2017;19(8):47-74. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-47-74

Просмотров: 180

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)