Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК РЕШЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-75-89

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современные студенты заканчивают вузы в условиях негарантированной занятости и предоставления им полной свободы профессионального выбора после получения диплома о высшем образовании. Цель изложенного в публикации исследования – описать процесс профессионального выбора выпускниками бакалавриата как решение прогностической задачи. Методология и методики исследования. Работа базируется на анализе и обобщении литературы по проблемам профессионального самоопределения, теории антиципации, психологии прогнозирования, моделирования прогностической деятельности на речемыслительном уровне. В качестве эмпирического метода использовался эксперимент, стимульным материалом которого явилась прогностическая задача. Результаты и научная новизна исследования. Дана характеристика прогностической задачи. Кратко представлена авторская методика «Прогностическая задача: профессиональный выбор», в ходе апробации которой получены эмпирические данные о профессиональных намерениях выпускников-бакалавров. Выявлены наиболее слабые звенья процесса профессионального выбора учащейся молодежи: недостаток актуальной системной информации для осуществления данного выбора; несформированность профессиональной самоидентификации и гипотетического мышления у студентов в период их обучения в вузе. Обозначены направления дальнейших исследований профессионального самоопределения выпускников вузов: выявление его психологических детерминант; сравнение исходных установок трудоустройства у студентов федеральных и региональных вузов; анализ особенностей профессионального выбора выпускников различных профилей подготовки. Практическая значимость. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций, позволяющих оптимизировать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза в соответствии с получаемым ими образованием. По мнению авторов статьи, для сокращения контингента выпускников, не планирующих трудоустраиваться в соответствии с получаемым дипломом, требуются целенаправленная работа по формированию профессиональной идентичности и обучение студентов методикам прогнозирования, помогающим как осознанному профессиональному самоопределению, так и приобретению умений справляться с разнообразными профессиональными задачами, принимая самостоятельные взвешенные решения.

 

 

Об авторах

Л. А. Регуш
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования института психологии 



Е. Е. Ермилова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

соискатель кафедры психологии развития и образования института психологии 



Список литературы

1. Бендюков М. А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости. Психологический анализ. Санкт-Петербург: Институт практической психологии, 2006. 160 с.

2. Абатурова В. В., Демченко А. Р., Лукина Е. Ю. и др. Непрерывное образование и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда: монография. Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. 144 с.

3. Фокина И. В. Особенности карьерных ориентаций выпускников педагогического вуза, планирующих работать по специальности // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. Г. Миронова. Красноярск. 2016. С. 331–336.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 508 с.

5. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность выпускника педвуза как характеристика готовности к профессиональной деятельности // Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к их решению / под ред. Л. А. Регуш, В. И. Долговой, В. В. Латюшина. Ч. 1. Челябинск, 2002. С. 161– 169.

6. Регуш Л. А. Психология прогнозирования. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 247 с.

7. Корнилова Т. В. Перспективы динамической парадигмы в психологии выбора // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 2.

8. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. Москва: Смысл, 2010. 334 с.

9. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска: монография. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. 343 с.

10. Карпов А. В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2000. 327 с.

11. Evans D. Risk Intelligence. How to live with Uncertainty. London: Free press, 2012.

12. Ермилова Е. Е., Регуш Л. А. Мотивы трудоустройства по специальности выпускников вузов – бакалавров образования // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции / под ред. О. Ю. Бухаренковой, И. А. Телиной. Орехово-Зуево. 2017. С. 359–367.

13. Ермилова Е. Е. Профидентичность как условие реализации профессионального выбора взрослых // Развитие профессионализма. 2016. № 2. С. 33–35.

14. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 544 с.

15. Leider R. T., Webber A. M. Life Reimagined: Discovering Your New Life Possibilities. San Francisco: Rerrett-Koehler Publishers, 2013. 173 p.

16. Зеер Э. Ф. Факторы, обусловливающие прогнозирование профессионального будущего молодежи // Психологическое сопровождение в системе образования: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире» / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. 2015. С. 63–69.

17. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258–263.

18. Леонтьев Д. А., Овчинникова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Психология выбора. Москва: Смысл, 2015. 463 с.

19. Регуш Л. А., Орлова А. В. Динамика психологических характеристик профессионализации у бакалавров образования и специалистов // Психологические проблемы образования и воспитания в современной России: материалы конференции психологов образования Сибири / под ред. И. А. Копанюк, А. В. Глазкова, И. И. Чернецкой. Иркутск: ИГУ, 2016. С. 205–210.

20. Мальгина А. В. Изменение смысловой сферы личности в ситуации профессионального выбора // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2014. № 3. С. 241–250.


Для цитирования:


Регуш Л.А., Ермилова Е.Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК РЕШЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ. Образование и наука. 2017;19(8):75-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-75-89

For citation:


Regush L.A., Ermilova E.E. THE PROFESSIONAL CHOICE OF GRADUATES WITH A BACHELOR DEGREE AS A PROGNOSTIC TASK SOLUTION. The Education and science journal. 2017;19(8):75-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-75-89

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)