Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-98-108

Аннотация

Введение. В последнее время в связи с переменами в отношениях между работодателем и учителем, обусловленными внедрением профессионального стандарта педагога и распространяющейся практикой заключения так называемых «эффективных контрактов» между образовательными учреждениями и преподавателями, в научно-педагогическом сообществе активно обсуждаются проблемы мотивации современных учителей и их ценностного отношения к своей профессии. Цель публикации – рассмотреть феномен профессиональной приверженности педагогов как критерий их психологической готовности к принятию новых реалий, обусловленных изменившимися квалификационными требованиями, выдвигаемыми профессиональным стандартом. Методы и методики. В ходе работы были использованы сравнительный анализ и синтез существующих в зарубежной психологии подходов к изучению феномена профессиональной приверженности. Эмпирическое исследование приверженности российских учителей к профессии проводилось на основе авторской методики «Опросник профессиональной приверженности». Статистическая обработка полученных в ходе опроса данных осуществлялась на базе программы Statistica 7.0. Применялся метод факторного анализа. Результаты и научная новизна. Проблематика профессиональной приверженности до сих пор разрабатывалась преимущественно зарубежными учеными. В исследовании, изложенном в данной статье, впервые предпринята попытка спроецировать данный исследовательский опыт на изучение профессиональной приверженности учителей России. Сопоставлены имеющиеся модели профессиональной приверженности. Доказывается, что структура каждой модели зависит от профессиональной и культурной принадлежности состава целевой выборки конкретного исследования. Обозначена специфика психологического содержания профессиональной приверженности российских педагогов. На основе систематизированных результатов опроса учителей выделены структурные компоненты такой приверженности: «профессиональная аффективность» (идентификация и эмоциональная привязанность к избранной специальности, удовлетворенность своим призванием, чувство профессиональной гордости, приятие цеховых целей и ценностей), «профессиональная стабильность» (ощущение сложности ухода из профессии и чувство профессионального долга) и «профессиональная активность» (желание отдать себя профессии, тратить дополнительные время и силы ради профессиональной самореализации). Сделан вывод о том, что осознанное принятие педагогом на себя строгих профессиональных обязательств сопровождается ощущением слишком больших затрат на избранную профессию, что является одной из причин повышенной тревожности и низкой готовности учителей к внедрению профессионального стандарта. Практическая значимость. Материалы исследования позволяют лучше понять особенности профессиональной приверженности педагогов и могут быть полезны при разработке программ по формированию системы профессиональных ценностей.

 

Об авторах

С. А. Минюрова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, проректор по учебной работе 



А. И. Калашников
Уральский государственный педагогический университет
Россия

старший преподаватель кафедры общей психологии



Список литературы

1. Марголис А. А., Аржаных Е. В. и др. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 22–34.

2. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 9–38. DOI: 10.17853/1994–5639–2017–4-9–38

3. Минюрова С. А., Леонова О. И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 66–75.

4. Перминова О. В., Петрунина Т. А., Фоменко Е. В. Аттестация и оценка квалификации педагога на соответствие профессиональному стандарту педагога: опыт Хабаровского края // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 2. С. 65–86.

5. Забродин Ю. М., Гаязова Л. А., Сергоманов П. А. Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 59–65.

6. Валюшенко П. А. Мотив и мотивация: влияние на профессиональное развитие педагогического работника // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 290–292.

7. Львова С. В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения // Системная психология и социология. 2015. № 3 (15). С. 54–62.

8. Новикова Г. В. Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов // Вестник Московского университета. 2014. № 20. С. 82–88.

9. Рыбакова Н. А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современное образование. 2015. № 1. С. 69–99.

10. Андрюнина А. С., Коротаева Е. В. Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 47–51.

11. Morin A., Meyer J. et al. Profiles of dual commitment to the occupation and organization: Relations to well-being and turnover intentions // Asia Pacific Journal of Management. 2015. Vol. 32. Issue 3. P. 717–744.

12. Snape E., Lo C., Redman T. The three-component model of occupational commitment: A comparative study of Chinese and British accountants // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2008. Vol. 39 (6). P. 765–781.

13. Bagraim J. The Dimensionality of professional commitment // SA Journal of Industrial Psychology. 2003. Vol. 29 (2). P. 6–9.

14. Crosswell L., Elliott B. Committed Teachers, Passionate Teachers: The Dimension of Passion Associated with Teacher Commitment and Engagement // [Proceedings] AARE Conference, Melbourne, Australia. 2004. Available at: http://www.aare.edu.au/data/publications/2004/cro04237.pdf (Accessed: 24 March 2017).

15. Stan M. Professional Commitment in Teachers: Comparative Study // Научни трудове на русенския университет. 2009. Т. 28. Серия 6.2. C. 148–150.

16. Shukla S. Teaching Competency, Professional Commitment and Job Satisfaction-A Study of Primary School Teachers // Journal of Research & Method in Education. 2014. Vol. 4. P. 44–64.

17. Shah M. Teacher collegiality and teacher professional commitment in public secondary schools in Islamabad, Pakistan // Procedia – Social and Behavi-oral Sciences. 2012. № 46. P. 950–954. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042812013584 (Accessed: 18 June 2017).

18. Kumar A., Dhandhi R. Professional Commitment of Teacher Educator in Relation to Their Teacher’s Effectiveness // Research Journal of human development. 2014. Vol. 1. № 3. P. 54–61.

19. Sood V., Anand A. Professional commitment among B. Ed. Teacher Educators of Himachal Pradesh // E-journal of All India Association for Educational Research. 2010. Vol. 22. № 1. Available at: http://www.aiaer.net/ejournal/vol22110/7.pdf (Accessed: 25 March 2017).

20. Goswami D., Choudhury G. A Study on Professional Commitment of Teacher Educators in Relation to Institutional Climate // The International Journal Of Humanities & Social Studies. 2016. Vol. 4. Issue 5. P. 177–180.

21. Pan A. Professional Commitment of Teacher Educators of Self Financed B. Ed. Colleges of West Bengal // The Scholar. 2016. Vol. 1. Issue 2. Available at: http://journal.fakirchandcollege.org/wp-content/uploads/2016/01/JURNAL-PDF-3.pdf (Accessed: 26 March 2017).

22. Muhammad I., Mohammad I. Teachers’ Perceptions of Professional Commitment (Affective, Continuance and Normative Commitment) to Teaching Profession // European Journal of Business and Management. 2015. Vol. 7. № 10. P. 64–80.

23. Минюрова С. А., Калашников А. И. Опросник профессиональной приверженности // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 159–166.

24. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. 2014. № 12. С. 9–49.

25. Минюрова С. А., Васягина Н. Н., Мурзина И. Я. Региональная модель внедрения профессиональных стандартов работников сферы образования в Свердловской области // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 202–211.


Рецензия

Для цитирования:


Минюрова С.А., Калашников А.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА. Образование и наука. 2017;19(8):90-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-98-108

For citation:


Minyurova S.A., Kalashnikov A.I. TEACHERS’ PROFESSIONAL COMMITMENT AS AN INDICATOR OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE PROFESSIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION. The Education and science journal. 2017;19(8):90-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-98-108

Просмотров: 1111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)