Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-109-127

Аннотация

Введение. Современным военным нередко приходится справляться со служебно-боевыми задачами в нестандартных, а иногда и в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема психолого-педагогической поддержки профессионального становления военнослужащих в плане формирования их ценностных установок и готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях неопределенности. Для эффективного решения данной проблемы требуется изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций военнослужащих. Цель представленного в статье исследования – установить взаимосвязь между системой ценностей, социально-психологическими установками молодых военнослужащих и их личностной готовностью к переменам. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы обзорный анализ и обобщение содержания работ, посвященных ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам личности и индивидуальной готовности людей к переменам. На этапе эксперимента применялись «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» – PVQ-R (Portrait Values Questionnaire – Revised) Ш. Шварца; методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной; методика PCRS («Личностная готовность к переменам»), разработанная А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась при помощи программы статистической обработки информации – SPSS версии 19. Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость исследования системы ценностей и социально-психологических установок молодых военнослужащих в процессе их профессиональной социализации – пока работ подобной тематики очень мало. Обозначены критерии сформированности данной системы; выявлены значимые корреляции ценностей, социально-психологических установок личности военнослужащих и их личностной готовности к переменам, которая является сегодня одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению служебно-боевых задач. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть востребованы войсковыми психологами при организации психолого-педагогического сопровождения начинающих свою карьеру военнослужащих и проведении соответствующих тренингов; при разработке рекомендаций для командного состава военных подразделений и преподавателей военных образовательных учреждений по планированию и осуществлению воспитательной работы с молодыми офицерами.

 

 

Об авторе

Р. А. Терехин
Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

адъюнкт очной адъюнктуры 



Список литературы

1. Петухов В. В. Ценностная палитра современного российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов? // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 1 (101). С. 6–23.

2. Терехин Р. А. Значимость ценностных ориентаций в процессе военно-профессиональной социализации // Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы» / Сайт научного журнала «Globus» [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург. 2017. С. 43–47. Режим доступа: http://globus-science.ru/Archive/new/Psikhologia_i_pedagogika_february_2017.pdf (дата обращения: 09.03.2017).

3. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет; Русская христианская гуманитарная академия, 2007. 225 с.

4. Шамионов Р. М., Сотников А. Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 353–358.

5. Сухов А. Н. Социальная психология. Москва, 2001. С. 126.

6. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30–39.

7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2006. С. 256–269.

8. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2015).

9. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3. № 3. 260 с.

10. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 464 с.

11. Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Синенченко А. Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. Т. 1. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consilium-medicum.com/media/bechter/04 (дата обращения: 12.09.2016).

12. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 72–80.

13. de Terte I., Becker J., Stephens C. An integrated model for understanding and developing resilience in the face of adverse events // Journal of Pacific Rim Psychology. 2009. Vol. 3 (01). № 20. P. 26.

14. Терехин Р. А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 4. С. 73–80.

15. Hales R., Frances A. Parental mental disorder as a psychiatric risk factor // American Psychiatric Association annual review. Washington, DC: American Psychiatric Press, Inc. 1987. Vol. 6. P. 647–663.

16. Tempski P., Martins M. A., Paro H. B. Teaching and learning resilience: a new agenda in Medical education // Medical education. 2012. № 46 (4). P. 345– 346.

17. Татарко А. Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Москва: Институт психологии РАН, 2014. 384 с. Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?&currBookId=16937 (дата обращения: 10.03.2017).

18. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: ВШЭ. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.

19. Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gu-mus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. № 103 (4). P. 663–668. Available at: researchgate.net>profile…Schwartz…Theory…Theory (Accessed 10.03.2017).

20. Бажанова Н. А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum: научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА».). Санкт-Петербург: РХГА, 2005. Т. 2. С. 169–178.


Рецензия

Для цитирования:


Терехин Р.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ. Образование и наука. 2017;19(8):109-127. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-109-127

For citation:


Terekhin R.A. THE CORRELATION OF VALUES, SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF MILITARY PERSONNEL AND THEIR INDIVIDUAL READINESS FOR CHANGE. The Education and science journal. 2017;19(8):109-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-109-127

Просмотров: 1586


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)