ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-109-127
Resumen
Введение. Современным военным нередко приходится справляться со служебно-боевыми задачами в нестандартных, а иногда и в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема психолого-педагогической поддержки профессионального становления военнослужащих в плане формирования их ценностных установок и готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях неопределенности. Для эффективного решения данной проблемы требуется изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций военнослужащих. Цель представленного в статье исследования – установить взаимосвязь между системой ценностей, социально-психологическими установками молодых военнослужащих и их личностной готовностью к переменам. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы обзорный анализ и обобщение содержания работ, посвященных ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам личности и индивидуальной готовности людей к переменам. На этапе эксперимента применялись «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» – PVQ-R (Portrait Values Questionnaire – Revised) Ш. Шварца; методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной; методика PCRS («Личностная готовность к переменам»), разработанная А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась при помощи программы статистической обработки информации – SPSS версии 19. Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость исследования системы ценностей и социально-психологических установок молодых военнослужащих в процессе их профессиональной социализации – пока работ подобной тематики очень мало. Обозначены критерии сформированности данной системы; выявлены значимые корреляции ценностей, социально-психологических установок личности военнослужащих и их личностной готовности к переменам, которая является сегодня одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению служебно-боевых задач. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть востребованы войсковыми психологами при организации психолого-педагогического сопровождения начинающих свою карьеру военнослужащих и проведении соответствующих тренингов; при разработке рекомендаций для командного состава военных подразделений и преподавателей военных образовательных учреждений по планированию и осуществлению воспитательной работы с молодыми офицерами.
Del autor
Р. ТерехинRussian Federation
Referencias
1. Петухов В. В. Ценностная палитра современного российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов? // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 1 (101). С. 6–23.
2. Терехин Р. А. Значимость ценностных ориентаций в процессе военно-профессиональной социализации // Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы» / Сайт научного журнала «Globus» [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург. 2017. С. 43–47. Режим доступа: http://globus-science.ru/Archive/new/Psikhologia_i_pedagogika_february_2017.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
3. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет; Русская христианская гуманитарная академия, 2007. 225 с.
4. Шамионов Р. М., Сотников А. Е. Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социализации юристов // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 353–358.
5. Сухов А. Н. Социальная психология. Москва, 2001. С. 126.
6. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30–39.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2006. С. 256–269.
8. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2015).
9. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3. № 3. 260 с.
10. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 464 с.
11. Нечипоренко В. В., Лыткин В. М., Синенченко А. Г. Диагностика расстройств личности у военнослужащих // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. Т. 1. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consilium-medicum.com/media/bechter/04 (дата обращения: 12.09.2016).
12. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 72–80.
13. de Terte I., Becker J., Stephens C. An integrated model for understanding and developing resilience in the face of adverse events // Journal of Pacific Rim Psychology. 2009. Vol. 3 (01). № 20. P. 26.
14. Терехин Р. А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 4. С. 73–80.
15. Hales R., Frances A. Parental mental disorder as a psychiatric risk factor // American Psychiatric Association annual review. Washington, DC: American Psychiatric Press, Inc. 1987. Vol. 6. P. 647–663.
16. Tempski P., Martins M. A., Paro H. B. Teaching and learning resilience: a new agenda in Medical education // Medical education. 2012. № 46 (4). P. 345– 346.
17. Татарко А. Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Москва: Институт психологии РАН, 2014. 384 с. Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.html?&currBookId=16937 (дата обращения: 10.03.2017).
18. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: ВШЭ. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.
19. Schwartz S. H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gu-mus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. № 103 (4). P. 663–668. Available at: researchgate.net>profile…Schwartz…Theory…Theory (Accessed 10.03.2017).
20. Бажанова Н. А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum: научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА».). Санкт-Петербург: РХГА, 2005. Т. 2. С. 169–178.
Recensión
Para cita:
Terekhin R.A. THE CORRELATION OF VALUES, SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF MILITARY PERSONNEL AND THEIR INDIVIDUAL READINESS FOR CHANGE. The Education and science journal. 2017;19(8):109-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-109-127