Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам, транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство. Цель предлагаемого вниманию исследования – изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей. Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет. Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных – запретительно-ограничительного и личностно-развивающего – подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста. Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

 

Об авторах

Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований

Researcher ID K-2466–2017



Э. В. Загвязинская
Гимназия российской культуры
Россия
кандидат биологических наук, директор


А. И. Березенцева
Гимназия российской культуры
Россия
кандидат педагогических наук, педагог-психолог


Список литературы

1. Баева Л. В. Экзистенциальные риски информационной эпохи // Информационное общество [Электрон. ресурс]. 2013. № 3. С. 18–28. Режим доступа: http://www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/e63962ee99dc45ac44257c120042ef7c

2. Владимирова Т. В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // Вопросы безопасности [Электрон. ресурс]. 2013. № 4. С. 78–95. Режим доступа: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? // European Journal of Communication. 2014. Т. 29. № 3. С. 271–288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010. № 6. P. 10–14.

5. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49–58.

6. Солдатова Г. У. и др. Цифровая компетентность российских подрос-тков и родителей: результаты Всероссийского исследования [Электрон. ре-сурс]. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/library/book536.pdf

7. Livingstone S. et al. Children’s online activities: risks and safety: the UK evidence base. 2012. Available at: http://eprints.kingston.ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_19_6_12.pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the Misuse and Abuse of Technology in Schools. London: Jessica Kingsley Publishers, 2013.

9. Солдатова Г., Шляпников В., Журина М. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 23, № 3. С. 50–66. Режим доступа: http:// www.psyjournals.ru/mpj/2015/n3/soldatova.shtml

10. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 48–59.

11. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 427–431.

12. Прихожан А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. № 3. С. 135–141.

13. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», Москва, 24–27 апреля 2013 г. / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. Москва: МЦБС, 2014. 212 с.

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils’ online experiences and perceptions of risk // Fields: journal of Huddersfield student research. 2016. Т. 2. № . 1. P. e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015. Т. 44. № . 4. P. 606–622.

16. Михалева Г. В. Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 33–36.

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children’s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test // Early years. 2016. Т. 36. № . 3. P. 322–335.

18. Петрова В. А. Проблема информационной безопасности личности в современной педагогической науке и образовательной практике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 120–125.

19. Livingstone, Sonia and Millwood Hargrave, Andrea Harmful to children?: drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carls-son, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age. Nordicom, Goteborg, Sweden. 2006. Р. 21–48. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Row-land Z. New Values as the Basis for Innovation. International Journal of Economic Perspectives. 2016; 10 (3): 94–100. Available at: http://www.econ-society.org/ijep_contents_10.3.php#


Рецензия

Для цитирования:


Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. Образование и наука. 2017;19(8):147-162. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

For citation:


Belyakova E.G., Zagvyazinskaya E.V., Berezentseva A.I. INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN. The Education and science journal. 2017;19(8):147-162. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Просмотров: 2796


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)