Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Texto completo:

Resumen

Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам, транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство. Цель предлагаемого вниманию исследования – изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей. Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет. Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных – запретительно-ограничительного и личностно-развивающего – подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста. Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

 

De los autores

Е. Белякова
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Э. Загвязинская
Гимназия российской культуры
Russian Federation


А. Березенцева
Гимназия российской культуры
Russian Federation


Referencias

1. Баева Л. В. Экзистенциальные риски информационной эпохи // Информационное общество [Электрон. ресурс]. 2013. № 3. С. 18–28. Режим доступа: http://www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/e63962ee99dc45ac44257c120042ef7c

2. Владимирова Т. В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // Вопросы безопасности [Электрон. ресурс]. 2013. № 4. С. 78–95. Режим доступа: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_596.html

3. Livingstone S. et al. In their own words: What bothers children online? // European Journal of Communication. 2014. Т. 29. № 3. С. 271–288.

4. Furnell S. Jumping security hurdles. Computer Fraud & Security. 2010. № 6. P. 10–14.

5. Лажинцева Е. М., Бочавер А. А. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 49–58.

6. Солдатова Г. У. и др. Цифровая компетентность российских подрос-тков и родителей: результаты Всероссийского исследования [Электрон. ре-сурс]. Москва: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с. Режим доступа: http:// www.ifap.ru/library/book536.pdf

7. Livingstone S. et al. Children’s online activities: risks and safety: the UK evidence base. 2012. Available at: http://eprints.kingston.ac.uk/23635/1/ UKCCIS_Report_19_6_12.pdf

8. Giant N. E-safety for the I-generation: Combating the Misuse and Abuse of Technology in Schools. London: Jessica Kingsley Publishers, 2013.

9. Солдатова Г., Шляпников В., Журина М. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи Дети онлайн // Консультативная психология и психотерапия [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 23, № 3. С. 50–66. Режим доступа: http:// www.psyjournals.ru/mpj/2015/n3/soldatova.shtml

10. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 48–59.

11. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 427–431.

12. Прихожан А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. № 3. С. 135–141.

13. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе», Москва, 24–27 апреля 2013 г. / сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. Москва: МЦБС, 2014. 212 с.

14. Scott J. Children and the internet: An exploration of Year 5 pupils’ online experiences and perceptions of risk // Fields: journal of Huddersfield student research. 2016. Т. 2. № . 1. P. e21.

15. Rahim N. H. A. et al. A systematic review of approaches to assessing cybersecurity awareness. Kybernetes. 2015. Т. 44. № . 4. P. 606–622.

16. Михалева Г. В. Современная британская стратегия информационной безопасности детей и молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 33–36.

17. Edwards S. et al. Developing a measure to understand young children’s Internet cognition and cyber-safety awareness: a pilot test // Early years. 2016. Т. 36. № . 3. P. 322–335.

18. Петрова В. А. Проблема информационной безопасности личности в современной педагогической науке и образовательной практике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 120–125.

19. Livingstone, Sonia and Millwood Hargrave, Andrea Harmful to children?: drawing conclusions from empirical research on media effects. In: Carls-son, Ulla, (ed.) Regulation, Awareness, Empowerment: Young People and Harmful Media Content in the Digital Age. Nordicom, Goteborg, Sweden. 2006. Р. 21–48. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/1013/

20. Zotova A. S., Mantulenko V. V., Kraskova N. I., Kislov A. G. & Row-land Z. New Values as the Basis for Innovation. International Journal of Economic Perspectives. 2016; 10 (3): 94–100. Available at: http://www.econ-society.org/ijep_contents_10.3.php#


Recensión

Para cita:


Belyakova E.G., Zagvyazinskaya E.V., Berezentseva A.I. INFORMATION CULTURE AND INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN. The Education and science journal. 2017;19(8):147-162. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-147-162

Número de consultas: 3139


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)