РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-188-203

Полный текст:


Аннотация

Введение. В условиях всемирной глобализации одним из наиболее ярких показателей конкурентоспособности университетов является академическая мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, подразумевающая их достаточно свободное и грамотное владение иностранным языком, прежде всего английским. До недавнего времени данное требование не предъявлялось к российским ученым. Однако в последние годы в связи с ускорением процесса интернационализации высшего образования, чтобы обеспечить собственное эффективное функционирование и остаться востребованными на рынке образовательных услуг, отечественные вузы вынуждены оперативно восполнять пробелы в знании иностранного языка у своего профессорско-преподавательского состава (ППС). Цель публикации – описать на основе методики и требований уровневых экзаменов Cambridge English Language Assessment накопленный за три года (2015–2017) опыт оценки результатов обучения английскому языку ППС Уральского федерального университета. Методы и методики. Исследование, которое носит междисциплинарный характер и находится на стыке психологии, лингвистики и педагогики, проводилось на основе статистического анализа и обобщения средних значений результатов тестирования по английскому языку с учетом качественных и количественных оценок речевых навыков: чтения, письма, аудирования и говорения; а также критериев выполнения лексико-грамматической части экзамена (для уровней В2, С1). Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость укоренения и развития в вузах системы Cambridge English для повышения уровня владения английским языком ППС. Проанализированы данные внешней экспе тной оценки экзаменационного центра Cambridge English Language Assessment об итогах обучения иностранному языку целевой аудитории – высокоинтеллектуальной элиты федерального вуза. Несмотря на общепринятое мнение о том, что продуктивные навыки (письмо и говорение) формируются дольше и сложнее, чем рецептивные (чтение и аудирование), выявлено, что в среде представителей профессуры и преподавательского состава университета существует противоположная тенденция: больше всего трудностей возникает с восприятием устных текстов, меньше – с письмом и говорением. Практическая значимость. Изложенное в статье исследование дает дополнительное понимание специфики обучения английскому языку взрослых, а именно членов профессорско-преподавательского состава университетов, и особенностей их когнитивных возрастных процессов при усвоении навыков владения иностранным языком. Материалы представленной работы будут полезны преподавателям иностранного языка и администраторам вузов при осмыслении организации дополнительного образования для изучающих иностранные языки в условиях искусственного билингвизма и при корректировке программ с целью усиления эффективности такого обучения.

 


Об авторах

Т. П. Рассказова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и образовательных технологий


Н. С. Глуханюк
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия
доктор психологических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии


М. О. Гузикова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках


Список литературы

1. Altbach P. G. Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities // Journal of studies in international education. 2007. Vol. 11. № 3/4. P. 290–305. DOI:10.1177/1028315307303542

2. Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Internationalization of higher education and the impacts on academic faculty members // Research in Comparative and International Education. 2015. Vol. 10. Issue 2. P. 185–201. DOI: 10.1177/1745499915571707

3. Tamtik M., Kirss L. Building a Norm of Internationalization: The Case of Estonia’s Higher Education System // Journal of Studies in International Education. 2016. Vol. 20 Issue 2. P. 164–183. DOI: 10.1177/1028315315587107

4. Knowles M. S., Holton III E. F., Swanson R. A. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. New York: Routledge, 2014.

5. Pew S. Andragogy and Pedagogy as Foundational Theory for Student Motivation in Higher Education // Student Motivation. № 2. P. 14–25. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://insightjournal.park.edu/wp-content/uploads/2015/08/1-Andragogy-and-Pedagogy-as-Foundational-Theory-for-Student-Motivation-in-Higher-Education.pdf (дата обращения 09.06.2017).

6. Thompson M. A., Deis M. Andragogy for adult learners in higher education. Allied Academies International Conference // Proceedings of the Academy of Accounting and Financial Studies. New Orleans. 2004. Vol. 9. № 1. P. 107–111.

7. Okhotnikova A., Daminova, J., Muzafarova A., Rasskazova T., Verbitska-ya N. University HR strategy: ways of facilitating internationalization // The 2nd Anniversary International Conference CSR: University Builds the Country Conference proceedings. September 11–14. Prague, Czech Republic. 2015. Vol. 1. P. 130–139.

8. Рассказова Т. П., Музафарова А. Д. Организационно-методические условия подготовки преподавательского состава вуза к работе в международной научно-образовательной среде (на примере Уральского федерального университета) // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4. C. 110–117.

9. Рассказова Т. П., Музафарова А. Д., Вербицкая Н. О. Особенности мотивации преподавателей российского вуза в условиях адаптации к работе в международной научно-образовательной среде (на примере Уральского федерального университета) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/121–18650 (дата обращения: 02.09.2017).

10. Slesarenko I. Professional training–English as foreign language enhancement courses for content teachers at technical university // EDULEARN12 Proceedings. IATED. 2012. P. 5566–5570.

11. Черничкина Е. К. Концепция искусственного билингвизма в теории языка: монография. Волгоград: Перемена, 2007.

12. Thornbury S. An A-Z of ELT. Pearson, 2006.

13. Vandergrift L., Baker S. Learner variables in second language listening comprehension: An exploratory path analysis // Language Learning. 2015. Vol. 65. Issue 2. P. 390–416. DOI: 10.1111/lang.12105

14. Vandergrift L., Goh C. C. Teaching and learning second language listening: Metacognition in action. New York: Routledge, 2012.

15. Vandergrift L. Listening to learn or learning to listen? // Annual Review of Applied Linguistics. 2004. № 24. P. 3–25.

16. Buck G. Assessing listening. New York. Cambridge University Press. 2001.

17. Rasskazova T. P., Glukhanyuk N. S. Listening as a cognitive age-related resource for foreign language learning // 11th annual International Technology, Education and Development Conference. Valencia, 6th, 7th and 8th of March, Valencia: INTED2017 Proceedings. 2017. P. 4600–4609. DOI: 10.21125/in-ted.2017.1079

18. Archila-Suerte P., Zevin, J., Hernandez A. E. The effect of age of acquisition, socioeducational status, and proficiency on the neural processing of second language speech sounds // Brain and language. 2015. Vol. 141. P. 35–49. DOI: 10.1016/j.bandl.2014.11.005

19. Avivi-Reich M., Daneman M., Schneider B. A. How age and linguistic competence alter the interplay of perceptual and cognitive factors when listening to conversations in a noisy environment // Frontiers in systems neuroscience. 2014. Vol. 8. DOI: 10.3389/fnsys.2014.00021

20. Bonifacci P., Tobia V. Crossing barriers: Profiles of reading and comprehension skills in early and late bilinguals, poor comprehenders, reading impaired, and typically developing children // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 47. P. 17–26. DOI: 10.1016/j.lindif.2015.12.013


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рассказова Т.П., Глуханюк Н.С., Гузикова М.О. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА. Образование и наука. 2017;19(8):188-203. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-188-203

For citation: Rasskazova T.P., Glukhanyuk N.S., Guzikova M.O. THE RESULTS OF ENGLISH TEACHING AS A FOREIGN LANGUAGE FOR ACADEMIC STAFF IN THE ARTIFICIAL BILINGUALISM ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2017;19(8):188-203. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-188-203

Просмотров: 228

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)