ВИЗУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО ТИПА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-9-31

Полный текст:


Аннотация

Актуальность. Увеличивающиеся в геометрической прогрессии потоки информации, которую необходимо оперативно и качественно перерабатывать и рационально использовать для дальнейшего устойчивого развития научной, производственной сфер и системы образования, требуют поиска адекватных, сообразных психологическим особенностям восприятия и мыслительных процессов средств потребления и трансляции информационных массивов, знаний, сведений, фактического материала и пр. Ключевым цивилизационным трендом эпохи знаниевого уклада становится визуализация как наиболее удобная и компактная форма представления различного рода данных.

Цель публикации состоит в обосновании необходимости проектирования и применения новых дидактических средств – визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа, предназначенных для совершенствования технологий обучения.

Методология и методики исследования. Методология исследования включает концепцию логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и концепцию ориентировочных основ действий в обучении. Методикой исследования выступает графическая визуализация логико-смыслового моделирования знаний.

Результаты. Сформулировано определение визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа, представлены их характеристики, генезис, структура и функции применения в технологиях обучения. Показано решение задачи синтеза регулятивов в форме их координатно-матричной структуры, и рассмотрены универсальные учебные действия, выполняемые при их проектировании. Обозначены перспективы применения новых дидактических визуальных средств.

Научная новизна. Описана логика эволюции дидактических наглядных средств: от иллюстративности – через опорность материала – к визуальным регулятивам с расширенными дидактическими функциями. Обоснована универсальная координатно-матричная графическая реализация регулятивов. Утверждается, что в условиях возрастающего количества формальных, неодушевленных новаций – стандартов, тестовых методов обучения и контроля, ЕГЭ и т. п. – наглядно представленные регулятивы логико-смыслового типа активизируют ослабленное субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе, стимулируют творческую составляющую проектной и экспериментальной деятельности педагога, чем отчасти компенсируют неизбежные потери в образовании при формальных подходах к его реализации. Понятие «визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа» предлагается использовать как новую единицу терминологического аппарата дидактики.

Практическая значимость. Предложены практические конструкции визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа и показаны возможные области их применения в технологиях обучения.


Об авторах

В. Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет
Россия

Штейнберг Валерий Эмануилович – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, главный специалист управления научной работой и международных связей 

Уфа



Н. Н. Манько
Башкирский государственный педагогический университет
Россия

Манько Наталия Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики 

Уфа



Список литературы

1. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2002. 146 с.

2. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. Москва: Народное образование, 2002. 304 с. ISBN 5– 87953–160–0

3. Штейнберг В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. Москва: Народное образование, 2015. 351 с. ISBN 978–5-87953–366–8

4. Kouyoumdjian H. Learning through visuals. Visual imagery in the classroom // Psychology Today. Jul 20, 2012. № 36 (3). Available at: http://www.psychologytoday.com/blog/get-psyched/201207/learning-through-visuals (дата обращения: 13.11.2017)

5. Tergan S., Keller T. Knowledge and information visualization: Searching for synergies. Berlin, 2005. 385 p.

6. Stokes S. Visual literacy in teaching and learning: a literature perspective // Electronic Journal for the integration of Technology in Education. 2002. № 1 (1). Р. 10–19.

7. Lindelani E Mnguni. The theoretical cognitive process of visualization for science education // BMS: SpringerPlus. 2014. № 3. P. 184. Available at: http://www.springerplus.com/content/3/1/184

8. Brill J. M., Kim D., Branch R. M. Visual literacy defined: the results of a Delphi study: can IVLA (operationally) define visual literacy? // Journal of Visual Literacy. 2007. № 27 (1). Р. 47–60.

9. Richard M. Cash Ed. D. Self-Regulation in the Classroom: Helping Students Learn How to Learn. Library’ of Congress Cataloging-in-Publication Data. 2002–2006. Available at: https://goo.gl/z4AD8B (дата обращения: 05.11.2017)

10. Шадрин А. Л., Ахметшина В. А. Реализация стандартов второго поколения на основе формирования универсальных учебных действий // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4 (65). С. 81–89.

11. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. От ориентировочных основ действий Гальперина – к визуальным дидактическим регулятивам логико-смыслового типа // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 10 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 123–129. (CD-ROM). ISBN 978–5-7186–0922–6

12. Штейнберг В. Э. Управление логико-эвристической учебной деятельностью с помощью ориентировочных основ действий // Образование и наука. 2002. № 4 (16). С. 53–73.

13. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн – инструментальный подход. Ч. 1 // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61). С. 74–87.

14. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн – инструментальный подход. Ч. 2 // Педагогический журнал Башкортостанаю. 2016. № 1 (62). С. 50–65.

15. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов: Монография. Уфа: БГПУ, 2007. 180 с. ISSN 5–87978–364–2

16. Штейнберг В. Э. От логико-смыслового моделирования – к микронавигации в содержании учебного материала // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 2 (45). С. 108–117.

17. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Манько Н. Н., Габитова Э. М. Профессиональная самоэффективность специалиста // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 10 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 193–205. (CD-ROM). ISBN 978–5-7186–0922–6

18. Штейнберг В. Э. О связи визуализации в дидактике со стандартами и компетенциями // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. C. 814–826.

19. Штейнберг В. Э., Гурина Р. В. Системный портрет новых педагогических решений в исследовательских проектах (диссертациях) // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1 (50). С. 110–116.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. ВИЗУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ ЛОГИКО-СМЫСЛОВОГО ТИПА. Образование и наука. 2017;19(9):9-31. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-9-31

For citation: Shteinberg V.E., Manko N.N. VISUAL DIDACTIC REGULATORS OF LOGICAL-SEMANTIC TYPE. The Education and science journal. 2017;19(9):9-31. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-9-31

Просмотров: 207

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)