Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-32-51

Аннотация

Введение. В научных трудах психологов и педагогов феномен понятийного мышления и способы его формирования рассмотрены весьма разносторонне и глубоко. Однако мало изученными остаются аспекты специфики их приложения к процессу профессиональной подготовки в высшей школе. Практически отсутствуют подходы к изучению этой стороны понятийного мышления в гуманитарных видах деятельности, в том числе в педагогике и психологии; больше того, не обозначены четкие ориентиры его развития в профессиональном образовании.

Цели изложенного в статье исследования состоят в обосновании целесообразности использования в теории и практике профессионального образования термина «профессионализированная понятийность мышления» (ППМ) и в описании возможностей развития данного вида мышления у студентов вузов.

Методология и методики. Методологической базой исследования явились сложившиеся в отечественной психолого-педагогической науке подходы к рассмотрению понятийного мышления как высшей психической функции, систематизированной и обобщенной формы познавательного отражения связей и отношений действительности. В опытно-экспериментальной работе использовались наблюдение, опрос, тестирование. Для обработки полученных данных производились количественный и качественный виды анализа. Процесс формирования ППС описан с позиций теории поэтапного планомерного развития умственных действий.

Результаты и научная новизна. Предложено новое для психолого-педагогической науки понятие «профессионализированная понятийность мышления». Выделены уровни ППМ: обыденный, формальный, содержательный, системно-холистический. Намечены ориентиры для развития данных уровней понятийной компетентности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки, которые заключаются в организации последовательного перехода от осмысленного освоения содержания терминологического аппарата к его использованию при решении учебных задач; от понимания логики решения профессиональных задач – к освоению логики профессиональной деятельности; от позиции студента как участника взаимодействия с преподавателем к позиции субъекта профессиональной деятельности. Указывается на необходимость постоянной стимуляции работы студентов по осмыслению связей понятий с сущностными свойствами объектов и по определению роли понятийного отражения действительности в цепочке «цель решения задачи – объекты – их свойства – задача – действия».

Практическая значимость. Результаты исследования и намеченные походы к процессу развития понятийного мышления, которое является важнейшим инструментом совершенствования профессиональной деятельности, и рекомендации автора могут быть использованы при преподавании как психолого-педагогических, так и других дисциплин, осваиваемых студентами университетов.

Об авторе

С. А. Гильманов
Югорский государственный университет
Россия

Гильманов Сергей Амирович – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии 

Ханты-Мансийск



Список литературы

1. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

2. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. Москва: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.

3. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2005. 256 с.

4. Gardenfors P. Conceptual Spaces – The Geometry of Thought. Bradford Book, 2004. 317 p.

5. Browning G. The Power of Conceptual Thinking to Strengthen Your Leadership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.inc.com/geil-browning/strengthen-leadership-conceptual-thinking.html (дата обращения: 15.10.2017).

6. Harp S. F., & Mayer R. E. The role of interest in learning from scientific text and illustrations: On the distinction between emotional interest and cognitive interest // Journal of Educational Psychology. 1997. № 89. P. 92–102.

7. Starko A. J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. 499 p.

8. Bhagat K. K. & Spector J. M. Formative Assessment in Complex ProblemSolving Domains: The Emerging Role of Assessment Technologies // Educational Technology & Society. 2017. № 20 (4). P. 312–317.

9. Novak J. D., Canas A. J. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cmap.ihmc.us/docs/theory-of-concept-maps (дата обращения: 15.10.2017).

10. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 126–140.

11. Артемьева Т. В. Формирование понятийного мышления студентов в системе интеллектуально-развивающего обучения // Вестник ТГГПУ. 2009. № 2–3 (17–18) С. 73–77.

12. Железовская Г. И. Дидактические условия усвоения научно-педагогических понятий // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. Вып. 1. С. 68–76.

13. Суворова Г. А., Нестерова А. Ю. Актуальные вопросы психологического анализа учебных задач на формирование понятий у школьников // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 2. № 3. С. 337–343.

14. Чернов С. А. Формирование научных понятий у школьников на основе моделирования когнитивных репрезентативных структур // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 4 (39). С. 327–333.

15. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2006. № 3. С. 112–117 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 15.10.2017).

16. Albrecht K. Practical Intelligence: The Art and Science of Common Sense. San Francisco: Jossey-Bass John Wiley & Sons, Inc., 2010. 396 p.

17. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 320 с.

18. Handbook of Individual Differences in Cognition: Attention, Memory, and Executive Control. London: Springer, 2010. 494 p.

19. Иванова Н. В., Винорадова М. А. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. Т. 2. С. 114–119.

20. Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10–20.


Рецензия

Для цитирования:


Гильманов С.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ. Образование и наука. 2017;19(9):32-51. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-32-51

For citation:


Gilmanov S.A. PROFESSIONAL SPECIFICITY OF CONCEPTUAL THINKING. The Education and science journal. 2017;19(9):32-51. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-32-51

Просмотров: 1441


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)