ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69
Аннотация
Введение. Реформирование российской системы высшего образования, результаты последних исследований в области современных образовательно-педагогических технологий, связанных с проблемой формирования профессионального имиджа будущего социального педагога, требуют учитывать в процессе его подготовки возросшие требования социума к личности, необходимость выработки у нее определенного стиля социального поведения, обеспечивающего успешность и результативность предстоящей профессиональной деятельности.
Цель статьи состоит в обосновании педагогических условий и описании авторской модели формирования профессионального имиджа будущего социального педагога.
Методология и методы. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности; теории личности и ее развития в процессе обучения и воспитания; положения системного, личностно-деятельностного, синергетического, акмеологического, культурологического подходов; концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога; теоретико-методологические положения социальной педагогики, основанные на достижениях современных исследователей по использованию педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы; теории и методики применения образовательных технологий.
Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены педагогические условия обучения будущих социальных педагогов созданию собственного профессионального имиджа. Разработана модель, позволяющая сформировать в период обучения имеджевую составляющую избранной профессии. Экспериментальным путем проверена эффективность внедрения модели в практику учебного процесса вуза. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности у будущих социальных педагогов профессионального имиджа, соответствующие его компонентам – личностному, компетентностному, коммуникативному, поведенческому и визуальному. Уточнено и конкретизировано понятие «профессиональный имидж будущего социального педагога».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебно-воспитательного процесса в вузе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», при повышении квалификации специалистов, а также в целях самообразования как студентов, так и дипломированных социальных педагогов.
Об авторе
Н. А. ГлузманРоссия
Глузман Неля Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методик начального и дошкольного образования Евпаторийского института социальных наук
Евпатория
Список литературы
1. Глузман Н. А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–1. С. 74–79.
2. Глузман Н. А. Профессиональное образование в инновационном обществе // Гуманитарные науки. 2016. № 3 (35). С. 11–18.
3. Banks S. Ethics and Values in Social Work. 4-th edition. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. 304 p.
4. Riabova Yu. Forming of future social workers professional culture in the university academic process // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2014. Issue 19. P. 10–13.
5. Riabova Yu. Principles of social workers’ professional activity in the modern multicultural society // Modern Tendencies in Pedagogical Education and Science of Ukraine and Israel: the Way to Integration. 2014. Issue 5. Р. 366–371.
6. Wagenaar R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? // Tuning Journal for Higher Education. 2014. Vol. 1. Issue 2, May. Р. 279–302.
7. Агаева Ю. А. Критерии, показатели и уровни сформированности корпоративно-профессиональной культуры будущего социального педагога // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика. 2013. № 1. С. 5–8.
8. Баркунова О. В. Педагогическая практика как средство формирования компетентности социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2009. № 4. С. 254–257.
9. Галкина Л. А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2013. № 2 (77). С. 36–40.
10. Дудкина М. В. Представление студентов об общей культуре социального педагога [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=12145 (дата обращения: 19.05.2017).
11. Кузнецова Е. В. Формирование коммуникативной компетентности будущего социального педагога // Социальная педагогика в России. 2010. № 2. С. 83–88.
12. Курилович Н. В. Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (20). С. 139–143.
13. Прокопенко А. Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view? id=9124 (дата обращения: 19.05.2017).
14. Рачковская Н. А. Закономерности и принципы развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе [Электрон. ресурс] // Вестник МГОУ. 2012. № 1. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ru/Authors/View/251 (дата обращения: 19.05.2017).
15. Третьякова Т. В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2 (9). С. 355–360.
16. Романов В. А., Коритчук В. В. Подготовка выпускников педагогических вузов к реализации ФГОС // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 2 (64). С. 346–352.
17. Fiorilli C., Gabola P., Pepe A., Meylan N., Curchod-Ruedi D., Albanese O. & Doudin P. A. The effect of teachers’ emotional intensity and social support on burnout syndrome. A comparison between Italy and Switzerland. Revue Europeenne de Psychologie Appliquee // European Review of Applied Psychology. 2015. № 65. Р. 275–283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.00.
18. Emerson T. L. N., English L., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types // International Review of Economics Education. 2016. № 21. P. 2129. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2014.978923.
19. Krapohl E. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. № 111 (42). P. 15273–15278.
20. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. P. 19–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079.
21. Nemeth B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 142. P. 97– 103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.594.
22. Nagra V., Kaur M. Social Maturity among Student Teachers // International Journal of Education and Psychological Research (IJEPR). 2013. № 2 (1). P. 10–16.
23. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss, T. & Hachfeld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development // Journal of Educational Psychology. 2013. № 105 (3). P. 805–820.
Рецензия
Для цитирования:
Глузман Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. Образование и наука. 2017;19(9):52-69. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69
For citation:
Gluzman N.A. PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF A FUTURE SOCIAL CARE TEACHER. The Education and science journal. 2017;19(9):52-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69