Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

Texto completo:

Resumen

Введение. Реформирование российской системы высшего образования, результаты последних исследований в области современных образовательно-педагогических технологий, связанных с проблемой формирования профессионального имиджа будущего социального педагога, требуют учитывать в процессе его подготовки возросшие требования социума к личности, необходимость выработки у нее определенного стиля социального поведения, обеспечивающего успешность и результативность предстоящей профессиональной деятельности.

Цель статьи состоит в обосновании педагогических условий и описании авторской модели формирования профессионального имиджа будущего социального педагога.

Методология и методы. Методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности; теории личности и ее развития в процессе обучения и воспитания; положения системного, личностно-деятельностного, синергетического, акмеологического, культурологического подходов; концептуальные основы профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога; теоретико-методологические положения социальной педагогики, основанные на достижениях современных исследователей по использованию педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе высшей школы; теории и методики применения образовательных технологий.

Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены педагогические условия обучения будущих социальных педагогов созданию собственного профессионального имиджа. Разработана модель, позволяющая сформировать в период обучения имеджевую составляющую избранной профессии. Экспериментальным путем проверена эффективность внедрения модели в практику учебного процесса вуза. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности у будущих социальных педагогов профессионального имиджа, соответствующие его компонентам – личностному, компетентностному, коммуникативному, поведенческому и визуальному. Уточнено и конкретизировано понятие «профессиональный имидж будущего социального педагога».

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для модернизации учебно-воспитательного процесса в вузе по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», при повышении квалификации специалистов, а также в целях самообразования как студентов, так и дипломированных социальных педагогов.

Del autor

Н. Глузман
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Евпаторийский институт социальных наук (филиал),
Russian Federation


Referencias

1. Глузман Н. А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–1. С. 74–79.

2. Глузман Н. А. Профессиональное образование в инновационном обществе // Гуманитарные науки. 2016. № 3 (35). С. 11–18.

3. Banks S. Ethics and Values in Social Work. 4-th edition. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. 304 p.

4. Riabova Yu. Forming of future social workers professional culture in the university academic process // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. 2014. Issue 19. P. 10–13.

5. Riabova Yu. Principles of social workers’ professional activity in the modern multicultural society // Modern Tendencies in Pedagogical Education and Science of Ukraine and Israel: the Way to Integration. 2014. Issue 5. Р. 366–371.

6. Wagenaar R. Competences and learning outcomes: a panacea for understanding the (new) role of Higher Education? // Tuning Journal for Higher Education. 2014. Vol. 1. Issue 2, May. Р. 279–302.

7. Агаева Ю. А. Критерии, показатели и уровни сформированности корпоративно-профессиональной культуры будущего социального педагога // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика. 2013. № 1. С. 5–8.

8. Баркунова О. В. Педагогическая практика как средство формирования компетентности социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2009. № 4. С. 254–257.

9. Галкина Л. А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2013. № 2 (77). С. 36–40.

10. Дудкина М. В. Представление студентов об общей культуре социального педагога [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view? id=12145 (дата обращения: 19.05.2017).

11. Кузнецова Е. В. Формирование коммуникативной компетентности будущего социального педагога // Социальная педагогика в России. 2010. № 2. С. 83–88.

12. Курилович Н. В. Сущность, структура и содержание культуры профессионального общения будущего специалиста социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (20). С. 139–143.

13. Прокопенко А. Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view? id=9124 (дата обращения: 19.05.2017).

14. Рачковская Н. А. Закономерности и принципы развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе [Электрон. ресурс] // Вестник МГОУ. 2012. № 1. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ru/Authors/View/251 (дата обращения: 19.05.2017).

15. Третьякова Т. В. Формирование толерантности социальных педагогов в вузе на основе этнопедагогического подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2 (9). С. 355–360.

16. Романов В. А., Коритчук В. В. Подготовка выпускников педагогических вузов к реализации ФГОС // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 2 (64). С. 346–352.

17. Fiorilli C., Gabola P., Pepe A., Meylan N., Curchod-Ruedi D., Albanese O. & Doudin P. A. The effect of teachers’ emotional intensity and social support on burnout syndrome. A comparison between Italy and Switzerland. Revue Europeenne de Psychologie Appliquee // European Review of Applied Psychology. 2015. № 65. Р. 275–283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.00.

18. Emerson T. L. N., English L., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types // International Review of Economics Education. 2016. № 21. P. 2129. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2014.978923.

19. Krapohl E. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. № 111 (42). P. 15273–15278.

20. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 180. P. 19–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079.

21. Nemeth B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 142. P. 97– 103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.594.

22. Nagra V., Kaur M. Social Maturity among Student Teachers // International Journal of Education and Psychological Research (IJEPR). 2013. № 2 (1). P. 10–16.

23. Kunter M., Klusmann U., Baumert J., Richter D., Voss, T. & Hachfeld A. Professional competence of teachers: Effects on instructional quality and student development // Journal of Educational Psychology. 2013. № 105 (3). P. 805–820.


Recensión

Para cita:


Gluzman N.A. PROFESSIONAL IMAGE FORMATION OF A FUTURE SOCIAL CARE TEACHER. The Education and science journal. 2017;19(9):52-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-52-69

Número de consultas: 1608


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)